Фридрих Ницше
 VelChel.ru
Биография
Хронология
Галерея
Стихотворения
Стихи: Дионисийские дифирамбы
Так говорил Заратустра
Несвоевременные размышления
Злая мудрость. Афоризмы и изречения
Странник и его тень
Человеческое, слишком человеческое
По ту сторону добра и зла
К генеалогии морали
«ЕССЕ HOMO»
Антихристианин
Веселая наука
Казус Вагнер
Сумерки идолов, или как философствуют молотом
Утренняя заря, или мысль о моральных предрассудках
Рождение трагедии, или Элиннство и пессимизм
Смешанные мнения и изречения
Воля к власти
  Введение
  Предисловие
  Книга первая.
Европейский нигилизм (§1 - §11)
  … §12 - §17
  … §18 - §30
  … §31 - §38
  … §39 - §47
… §48 - §54
  … §55 - §56
  … §57 - §68
  … §69 - §80
  … §81 - §91
  … §92 - §95
  … §96 - §103
  … §104 - §113
  … §114 - §123
  … §124 - §134
Рождение трагедии из духа музыки
Cтатьи и материалы
Ссылки
 
Фридрих Вильгельм Ницше

Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей »
Книга первая. Европейский нигилизм

48. Опаснейшее недоразумение. Существует понятие, которое, по видимому, не допускает смешения, двоякого толкования: это истощение. Оно может быть наследственно, и в том, и в другом случае оно меняет аспект вещей, ценность вещей...
  В противоположность тому, кто из обилия, которое он являет собою и сам ощущает, помимо воли своей отдает вещам, и видит их полнее, могущественнее, чреватее будущим, — тому, кто во всяком случае может дарить, — истощенный умаляет, загрязняет все, что он видит, — он роняет ценность: он вреден...
  Относительно этого, кажется, не может быть ошибки; между тем в истории мы видим тот ужасающий факт, что истощенных всегда смешивали с преисполненными жизнью, а преисполненных жизнью — с вреднейшими.
  Оскудевший жизнью, слабый, еще более обедняет жизнь: богатый жизнью, сильный, обогащает ее. Первый является паразитом ее, второй — одаряет ее... Как же тут возможно смешение?..
  Когда истощенный выступал с видом высшей активности и энергии (в моменты, когда вырождение вызывало эксцесс духовного или нервного раздражения), тогда его смешивали с богатым... Он возбуждал страх... Культ слабоумного совпадает всегда с культом богатого жизнью, могучего. Фанатик, одержимый, религиозный эпилептик, все эксцентричные воспринимались как высшие типы могущества, как боговдохновенные.
  Такого рода сила, которая возбуждает страх, почиталась по преимуществу божественной: здесь был источник авторитета, ее истолковывали как мудрость, в ней видели, искали мудрость... Из этого развилась, почти везде, воля к «обожествлению», т.е. к типичному вырождению духа, тела и нервов: попытка найти путь к высшему виду бытия. Довести себя до болезни — это значило стать сильнее, сверхчеловечнее, ужаснее, мудрее. Воображали себя, благодаря этому, настолько богатыми мощью, чтобы отдавать часть ее. Повсюду, где люди боготворили, они искали кого-нибудь, кто мог бы отдавать.
  В этом случае источником заблуждения является хорошо известное состояние опьянения. Это последнее в высшей степени увеличивает чувство мощи, а следовательно, рассуждая наивно, и самую мощь. На высшей ступени власти должен был стоять самый опьяненный, экстатик (есть две исходных точки опьянения: необычайная полнота жизни и состояние болезненного питания мозга).
49. Приобретенное, а не унаследованное истощение:
  a) недостаточность питания, часто от неведения в этом вопросе, напр. у ученых;
  b) преждевременное эротическое развитие: по преимуществу, бич французской молодежи, особенно парижан, вступающих из лицеев в жизнь уже развращенными и загрязненными и уже не могущих вырваться из цепи позорных склонностей, жалких и презренных в собственных своих глазах — невольников галеры при всей их утонченности ( — впрочем, в большинстве случаев это уже симптом расового и фамильного декаданса, как всякая гипертрофированная чувствительность; сюда же следует отнести заразу, исходящую из среды; слепое подчинение влиянию среды также относится к декадансу);
  c) алкоголизм, не как инстинкт, а как привычка, тупое подражание, трусливое или тщеславное приспособление к царящему режиму: — Какое благодеяние — еврей среди немцев! О, сколько тупости, о, эти льняные головы, эти голубые глаза; отсутствие esprit в лице, словах, манерах, это ленивое потягивание, эта немецкая потребность в отдыхе, происходящая не от переутомления в работе, а от отвратительной возбужденности и перевозбужденности алкоголем...
50. Теория истощения. - Порок, душевные больные (ср. артистов...), преступники, анархисты — все это не угнетенные классы, но отбросы всех классов бывшего до сих пор общества...
  Усмотрев, что все наши сословия и состояния проникнуты этими элементами, мы поняли, что современное общество — не «общество», не «тело», но больной конгломерат чандалы1 — общество, утратившее силу извергать из себя вредные ему элементы.
  Насколько от совместной жизни в течение долгих столетий болезненность проникает все глубже: - современная добродетель; - современная духовность; - наша наука...как формы болезни.
51. Состояние испорченности. Понять взаимную связь всех форм испорченности; к при этом не забыть христианской испорченности2 (Паскаль3 как тип); равным образом социалистически-коммунистической испорченности (она следствие христианской; с естественнонаучной точки зрения высшая концепция общества у социалистов представляется низшей в иерархии обществ); испорченность «потусторонности», как будто кроме действительного мира, мира становления, есть еще мир сущего.
  Здесь не должно быть никакого соглашения: здесь надо вычищать, уничтожать, вести войну — нужно еще поизвлечь отовсюду христиански-нигилистический масштаб оценки и бороться с ним под всякой маской; так например: из теперешней социологии, из теперешней музыки, из теперешнего пессимизма (все формы христианского идеала ценности).
  Либо то, либо другое истинно; быть истинным значит в данном случае способствовать повышению типа «человек».
  Священники, пастыри душ как негодные, недостойные формы существования. Все воспитание до сих пор беспомощно, неустойчиво, лишено надлежащей опоры и веса, носит на себе следы противоречия ценностей.
52. Не природа безнравственна, когда она без сострадания относится к дегенератам: наоборот, рост физиологического и морального зла в человеческом роде есть следствие болезненной и противоестественной морали. Чувствительность большинства людей болезненна и неестественна.
  От чего зависит, что человечество испорчено в моральном и физиологическом отношении? — Тело гибнет, когда поражен какой-либо орган. Право альтруизма нельзя сводить на физиологию; столь же мало можно это делать и по отношению к праву на помощь, на одинаковую участь: это все премии для дегенератов и убогих.
  Нет солидарности в обществе, где имеются неплодотворные, непродуктивные и разрушительные элементы, которые к тому же дадут еще более выродившееся, чем они сами, потомство.
53. Существует глубокое и совершенно неосознанное влияние декаданса даже на идеалы науки: вся наша социология служит доказательством этого положения. Ей можно поставить в упрек, что она знакома по опыту только с формой упадочного общества и неизбежно осуждена принимать свои собственные упадочные инстинкты за норму социологического суждения.
  Клонящаяся к упадку жизнь современной Европы формулирует в них свои собственные идеалы: и все они разительно похожи на идеалы старых, отживших рас.
  Поэтому стадный инстинкт, завоевавший теперь верховенство, представляет нечто в корне отличное от инстинкта аристократического общества: от ценности единиц зависит то или другое значение суммы... Вся наша социология не знает другого инстинкта, кроме инстинкта стада, т.е. суммированных нулей, где каждый нуль имеет «одинаковые права», где считается добродетелью быть нулем...
  Оценка, с которой в настоящее время подходят к различным формам общества, во всех отношениях сходна с той, по которой миру придается большая ценность, чем войне, но это суждение антибиологично, оно само порождение декаданса жизни... Жизнь есть результат войны, само общество средство для войны... Господин Герберт Спенсер4 как биолог, декадент, таковым же он является и как моралист (он видит в победе альтруизма нечто желательное!!!).
54. Мне посчастливилось, после целых тысячелетий заблуждений и путаницы, снова найти дорогу, ведущую к некоторому «да» и к некоторому «нет».
  Я учу говорить «нет» всему, что ослабляет, что истощает...
  Я учу говорить «да» всему, что усиливает, что накопляет силы, что оправдывает чувство силы.
  До сих пор никто не учил ни тому, ни другому: учили добродетели, самоотречению, состраданию, учили даже отрицанию жизни. Все это суть ценности истощенных.
  Долгое размышление над физиологией истощения обратило меня к вопросу о том, насколько суждения истощенных проникли в мир общих ценностей.
  Достигнутый мною результат был до невероятности неожиданным — даже для меня, успевшего освоиться уже не с одним чуждым миром: я открыл, что все высшие ценности, все, господствующие над человечеством — могут быть сведены к оценкам истощенных.
  Из-под священных имен извлек я разрушительные тенденции: Богом назвали то, что ослабляет, учит слабости, заражает слабостью... я открыл, что «хороший человек» есть форма самоутверждения декаданса.
  Ту добродетель, о которой еще Шопенгауэр учил как о высшей, единственной и истинной и основной добродетели, — именно ее, это сострадание, признал я более опасною, нежели любой порок. Решительно идти наперекор родовому подбору и очищению вида от элементов упадка — вот что доныне считалось добродетелью par excellence...
  Следует чтить рок, говорящий слабому: «погибни!..»
  Богом назвали противление року, порчу и разложение человечества... Не должно произносить всуе имя Божие...
  Раса испорчена5 не пороками своими, а неведением; она испорчена, потому что она истощение восприняла не как истощение: ошибки в физиологии суть, причина всех зол.
  Добродетель есть наше великое недоразумение.
  Проблема: как истощенные достигли того, чтоб стать законодателями ценностей. Или иначе: как достигли власти те, которые последние? Как инстинкт зверя-человека стал вверх ногами?
1 Чандала (санскр.) — одна из самых низших каст в Индии.
2(Нем.-лат. Korruption) — точнее, «испорченности христианством» и далее в том же знач.: «потусторонностью» и др.
3Паскаль, Блез (1623–1662), блестящий французский учёный-математик, философ, в возрасте ок. 30 лет ударившийся в регилию и оставивший занятия наукой. Это действительно тип, т. к. таких примеров известно немало, начиная с Оригена (III в.) и кончая О. Контом, Р. Вагнером и нашими современниками.
4 Спенсер, Герберт (1820–1903) — английский философ-позитивист, «первый философ викторианской Англии». Родился в семье школьного учителя. Усматривал в природе и обществе действие одних и тех же законов эволюции, стремящейся к установлению всеобщего равновесия. Чтобы избежать неизбежного при этом вывода о всеобщей же энтропии, ввёл, выражаясь современным языком, понятие распада старых экосистем и зарождения новых на их месте.
5 Раса испорчена - Здесь и вообще в этой книге Ницше употребляет слово «раса» не в политологическом, а скорее в зоологическом смысле («порода», ср. нем. Rasse как порода у собак), поэтому искать элементы расизма в его высказываниях сегодня не имеет смысла.
Алфавитный указатель: А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Х   Ч   

 
 
Copyright © 2024 Великие Люди   -   Фридрих Ницше