Фридрих Ницше
 VelChel.ru
Биография
Хронология
Галерея
Стихотворения
Стихи: Дионисийские дифирамбы
Так говорил Заратустра
Несвоевременные размышления
Злая мудрость. Афоризмы и изречения
Странник и его тень
Человеческое, слишком человеческое
По ту сторону добра и зла
К генеалогии морали
«ЕССЕ HOMO»
Антихристианин
Веселая наука
Казус Вагнер
Сумерки идолов, или как философствуют молотом
Утренняя заря, или мысль о моральных предрассудках
Рождение трагедии, или Элиннство и пессимизм
Смешанные мнения и изречения
Воля к власти
  Введение
  Предисловие
  Книга первая.
Европейский нигилизм (§1 - §11)
  … §12 - §17
  … §18 - §30
  … §31 - §38
  … §39 - §47
  … §48 - §54
  … §55 - §56
  … §57 - §68
… §69 - §80
  … §81 - §91
  … §92 - §95
  … §96 - §103
  … §104 - §113
  … §114 - §123
  … §124 - §134
Рождение трагедии из духа музыки
Cтатьи и материалы
Ссылки
 
Фридрих Вильгельм Ницше

Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей »
Книга первая. Европейский нигилизм

69. Нигилистическая черта:
  а) в естественных науках («отсутствие смысла» — ) каузализм1, механизм2. «Закономерность» — переходная ступень, остаток старины;
  Ь) равным образом в политике: человек утратил веру в свое право, невинность; царит лганье, служение минуте;
  с) равным образом и в народном хозяйстве: уничтожение рабства, отсутствие искупающего сословия, оправдателя, — появление и рост анархизма. «Воспитание»?
  d) равным образом в истории: фатализм, дарвинизм; последние попытки истолковать ее с помощью понятий разума и божественности потерпели неудачу. Сентиментальность по отношению к прошлому; биография представляется чем-то нестерпимым! (Феноменализм и здесь: характер как маска; событий нет.)
  е) равным образом в искусстве: романтика и реакция против нее (отвращение к романтическим идеалам и лжи). Последняя — моральна, как чувство большей правды, но пессимистична. Чистые «артисты» (равнодушны к содержанию). (Психология исповедален и пуританская психология, — две формы психологической романтики; ее прямая противоположность — попытка чисто артистически отнестись с «человеку», но и тут еще нет решимости на установление обратной оценки!)
70. Против учения о влиянии среды и внешних причин: — внутренняя сила бесконечно важнее; многое, что представляется влиянием извне, в сущности есть только приспособление этой внутренней силы к окружающему. Совершенно тождественные среды могут получить прямо противоположное толкование и быть использованы в противоположном смысле: фактов не существует. Гений не может быть объяснен из подобных условий возникновения.
71. «Современность», изображенная в образе питания и усвоения пищи.
  Чувствительность несказанно обострена (под моралистическими прикрасами: увеличение сострадания); количество разрозненных впечатлений больше чем когда либо: космополитизм языков, литератур, газет, форм, вкусов, даже пейзажа. Темп этого потока — prestissimo3; впечатления смывают одно другое; инстинктивно остерегаешься воспринимать что-либо, воспринимать глубоко, «переваривать» — отсюда как результат ослабление пищеварительной силы. Происходит известного рода приспособление к этому перегружению впечатлениями: человек отлучается от активности — все сводится к реагированию на внешние раздражения. Он расходует свою силу частью на усвоение, частью на самооборону, частью на борьбу. Глубокое ослабление самопроизвольности: историк, критик, аналитик, толкователь, наблюдатель, коллекционер, читатель — все «реактивные» таланты; все — наука).
  Искусственное уподобление своей природы «зеркалу»: есть интересы, но только не проникающие далее эпидермы; принципиальная холодность, уравновешенность, строго поддерживаемая низкая температура непосредственно под топким верхним слоем, на котором есть тепло, движение, «буря», игра волн.
  Противоположность между внешней подвижностью и некоторым отяжелением и утомлением в глубине.
72. Куда можно отнести наш современный мир: к эпохам истощения или эпохам наслаждения?
  Его многообразие и беспокойность обусловлены высшей формой сознательности.
73. Переутомление, любопытство и сочувствие — наши современные пороки.
74. К характеристике «современности». — Пышный расцвет промежуточных форм; убыль типов; разрыв с традицией, со школами; господство инстинктов (подготовление высокой философской оценкой бессознательного), последовавшее за ослаблением силы воли, — волнение целей и средств...
75. Дельному ремесленнику и ученому приличествует гордиться своим искусством и со скромным довольством взирать на жизнь. С другой стороны, нет зрелища печальнее, чем то, когда какой-нибудь сапожник или школьный учитель со страдальческим видом дает понять, что он, собственно, рожден для чего-то высшего. Нет вообще чего-либо лучшего, чем хорошего. А это последнее в том и заключается, чтобы быть в чем-нибудь дельным и соответственно тому творить, — virtu4 в смысле Итальянского ренессанса.
  В настоящее время, когда государство отрастило себе бессмысленно толстый живот, появились во всех полях деятельности и во всех специальностях, кроме действительных работников, еще «представители», как то: помимо ученых еще литераторы, помимо страждущих слоев народа еще болтающие и хвастливые бездельники, считающие себя «представителями» этого страдания, не говоря уже о профессиональных политиках, которые благодушествуют и при помощи крепких легких «представительствуют» перед каким-либо парламентом общественные нужды. Наша современная жизнь стала страшно дорога ввиду массы посредников; между тем в античном городе, а как отголосок древности и во многих городах Испании и Италии, каждый выступал за себя и не дал бы даже ломаного гроша за такого современного представителя и посредника.
76. Преобладание мелочного торговца и посредника — даже в сфере наиболее духовного: литератор, «представитель», историк (спаивающий прошлое с настоящим), экзотик и космополит; посредники между естественными науками и философией, полутеологи.
77. Наибольшее отвращение возбуждали во мне до сих пор лизоблюды духа; их можно уже теперь найти в нашей нездоровой Европе повсюду, и что их особенно отличает — это полнейшая чистота их совести. Они, пожалуй, немного мрачны, немного air pessimiste5, но главным образом прожорливы, грязни, марки, вкрадчивы, пролазы, вороваты, паршивы — и невинны, как все маленькие грешники и микробы. Они живут за счет умных и остроумных людей, полной пригоршней бросающих людям свой ум и свое остроумие; они знают, что богатым духом по существу их свойственно беззаботно, пренебрегая мелочной осторожностью, день за день и даже расточительно отдавать себя и свое. — Ибо дух плохой домохозяин, и сам не замечает, как все живет и питается за его счет.
78. Комедиантство
  Пестрота красок в современном человечестве и ее привлекательность. По существу игра в прятки и пресыщение.
  Литератор6.
  Политик (в «в национальном шарлатанстве»).
  Комедиантство в искусствах:
  - недостаток в основательной научной подготовке и дисциплине (Фромантен7);
  - романтики (недостаток философии и науки и избыток литературы);
  - романисты (Вальтер Скотт, но также и чудовища — Нибелунги с наинервнейшей музыкой8);
  - лирики.
  «Научность».
  Виртуозы (евреи).
  Народные идеалы, как превзойденные и замененные, но еще не в глазах народа:
  - святой, мудрец, пророк.
79. Недисциплинированность современного духа под всевозможными моральными уборами. — Пышные наименования: терпимость (а в сущности неспособность сказать «да» или «нет»); le largeur de sympathie9 (на треть — равнодушие, на треть — любопытство, на треть — болезненная возбудимость); «объективность» (=недостаток личности, недостаток воли, неспособность к «любви»); свобода по отношению к правилам (романтика); «истина» в противовес лжи и подделке (натурализм); «научность» («Le document humain»10: в переводе — лубочный роман и суммирование, сводка вместо компановки); «страсть», где в действительности беспорядочность и безмерность; «глубина», где в действительности путаница и сумятица символов.
80. К критике великих слов. — Я исполнен подозрения и злобы к тому, что называют «идеалом»: мой пессимизм в том, что я постиг, насколько «высшие чувства» суть источники бедствия, т.е. умаления и обесценения человека.
  Ожидая от идеала какого-нибудь «прогресса», неизменно впадают в заблуждение: до сих пор победа идеала всякий раз была движением вспять.
  Христианство, революция, отмена рабства, равенство прав, филантропия, миролюбие, справедливость, истина: все эти великие слова имеют цену лишь в борьбе, как знамена — не как реальности, а как пышные наименования для чего то совсем иного (даже противоположного!).
1 Каузализм — попытка объяснить все взаимосвязи, существующие в природе, обществе и человеческой психике, действием одного лишь закона причины и следствия.
2 Механизм (механицизм) — сведение всех мировых законов к законам механики.
3 Prestissimo - самый быстрый (итал.).
4 Virtu - добродетель (итал.).
5 Air pessimiste - с пессимистическим видом (фр.).
6 Зд. в значении «писака».
7 Фромантен, Эжен (1820–1876) — французский художник-пейзажист и писатель, автор «психологического» романа «Доминик», где доказывается, что мужчина не может полюбить женщину безоговорочно, ибо она «порочна изначально».
8 Речь об оперной тетралогии Р. Вагнера «Кольцо Нибелунга».
9 Le largeur de sympathie - широта симпатии (фр.).
10 «Le document humain» - человеческий документ (фр.).
Алфавитный указатель: А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Х   Ч   

 
 
Copyright © 2018 Великие Люди   -   Фридрих Ницше