|
История одного заблуждения |
|
Истинный мир, достижимый для мудреца, для благочестивого, для добродетельного, - он живет в нем, он есть этот мир.
|
|
Старейшая форма идеи, относительно умная, простая, убедительная. Перифраза положения: "я, Платон, есмь истина".
|
|
Истинный мир, недостижимый нынче, но обетованный для мудреца, для благочестивого, для добродетельного ("для грешника, который кается").
|
|
(Прогресс идеи: она становится тоньше, запутаннее, непостижимее, - она становится женщиной, она становится христианской…)
|
|
Истинный мир, недостижимый, недоказуемый, немогущий быть обетованным, но уже, как мыслимый, утешение, долг, императив.
|
|
(Старое солнце, в сущности, но светящее сквозь туман и скепсис: идея, ставшая возвышенной, бледной, северной, кенигсбергской.)
|
|
Истинный мир – недостижимый? Во всяком случае недостигнутый. И как недостигнутый, также неведомый. Следовательно, также не утешающий, не спасающий, не обязывающий: к чему может обязывать нас нечто неведомое?…
|
|
(Серое утро. Первое позевывание разума. Петуший крик позитивизма.)
|
|
"Истинный мир" – идея, ни к чему больше не нужная, даже более не обызывающая, - ставшая бесполезной, ставшая лишней идея, следовательно, опровергнутая идея – упраздним ее!
|
|
(Светлый день; завтрак; возвращение bon sens и веселости; краска стыда Платона; дьявольский шум всех свободных умов.)
|
|
Мы упразднили истинный мир – какой же мир остался? Быть может, кажущийся?… Но нет! Вместе с истинным миром мы упразднили также и кажущийся!
|
|
(Полдень; мгновение самой короткой тени; конец самого долгого заблуждения; кульминационный пункт человечества; INCIPIT ZARATHUSTRA.)
|
|
|
|