198 • Досада гордого |
Гордый досадует даже на тех, кто продвигает его вперед: он смотрит злобно на лошадей своей кареты.
|
199 • Щедрость |
Щедрость у богатого часто есть лишь особого рода застенчивость.
|
200 • Смеяться |
Смеяться – значит быть злорадным, но с чистой совестью.
|
201 • В одобрении |
В одобрении всегда есть нечто шумное: даже в одобрении, которое мы выказываем по отношению к самим себе.
|
202 • Мот |
Он еще лишен бедности богача, пересчитавшего уже однажды все свое сокровище, - он расточает свой ум с неразумием мотовки природы.
|
203 • Hic migerr est |
Обыкновенно у него нет никаких мыслей, - но в порядке исключения ему приходят в голову дурные мысли.
|
204 • Нищие и вежливость |
"Не будет невежливостью стучать камнем в дверь, у которой нет звонка" – так думают нищие и нуждающиеся всякого рода; но никто не соглашается с ними.
|
205 • Потребность |
Потребность считается причиною возникновения; на деле она часто есть лишь следствие возникшего.
|
206 • При дожде |
Идет дождь, и я вспоминаю о бедных людях, обремененных в своей тесноте многочисленными заботами и не умеющих скрыть их: каждый, стало быть, готов от чистого сердца причинить другому зло и сотворить себе даже при дурной погоде некое жалкое подобие удовольствия. – Это, только это и есть нищета нищих!
|
207 • Завистник |
Вот завистник – не следует желать ему детей: он стал бы им завидовать в том, что не может уже сам быть ребенком.
|
208 • Великий муж! |
Из того, что некто есть "великий муж", вовсе не следует еще, что он – муж; возможно, только мальчик, или хамелеон всех возрастов, или околдованная бабенка.
|
209 • Манера спрашивать об основаниях |
Существует манера спрашивать нас об основаниях наших поступков, при которой мы не только забываем о лучших наших основаниях, но и чувствуем в себе некое пробуждающееся упрямство и отвращение к основаниям вообще: весьма оглупляющая манера спрашивать и поистине прием тиранических натур!
|
210 • Мера в прилежании |
Не следует стремиться превзойти в прилежании своегно отца – это вредит здоровью.
|
211 • Тайные враги |
Позволить себе тайного врага это роскошь, для которой обычно недостаточной оказывается нравственность даже высокоразвитых умов.
|
212 • Не поддаваться обману |
Его уму присущи дурные манеры, он суетлив и вечно заикается от нетерпения, так что с трудом можно догадаться, в какой просторной и широкогрудой душе он обитает.
|
213 • Путь к счастью |
Мудрец спросил дурака, каков путь к счастью. Последний ответил без промедления, словно бы его спрашивали о дороге к ближайшему городу: "Удивляйся самому себе и живи на улице!" "Стой, - воскликнул мудрец, - ты требуешь слишком многого, достаточно уже и того, чтобы удивляться себе!" Дурак возразил: "Но как можно постоянно удивляться, не презирая постоянно?"
|
214 • Вера делает блаженным |
Добродетель только тем дает счастье и некоторое блаженство, кто твердо верит в свою добродетель, - отнюдь не тем более утонченным душам, чья добродетель состоит в глубоком недоверии к себе и ко всякой добродетели. В конце концов и здесь "вера делает блаженным"! – а не хорошенько заметьте это, добродетель!
|
215 • Идеал и вещество |
У тебя здесь перед глазами превосходный идеал, но представляешь ли и ты собою такой превосходный камень, чтобы из тебя можно было бы изваять этот божественный образ? И не есть ли – без этого – весь твой труд варварское изваяние? Хула на твой идеал?
|
216 • Опасность в голосе |
С чересчур громким голосом в глотке почти невозможно иметь тонкие мысли.
|
217 • Причина и следствие |
До того как наступит следствие, верят в другие причины, чем после его наступления.
|
218 • Моя антипатия |
Я не люблю людей, которые, чтобы вообще оказать влияние, должны лопаться, как бомбы, и поблизости от которых вечно пребываешь в опасности потерять внезапно слух – или и того больше.
|