§ 63 |
Кто учитель до мозга костей, тот относится серьезно ко всем вещам, лишь принимая во внимание своих учеников, - даже к самому себе. |
|
§ 64 |
«Самодовлеющее познание» - это последние силки, расставляемые моралью: при помощи их в ней можно еще раз вполне запутаться. |
|
§ 65 |
Привлекательность познания была бы ничтожна, если бы на пути к нему не приходилось преодолевать столько стыда. |
|
§ 65а |
Бесчестнее всего люди относятся к своему Богу: он не смеет грешить. |
|
§ 66 |
Быть может, в склонности позволять унижать себя, обкрадывать, обманывать, эксплуатировать проявляется стыдливость некоего Бога среди людей. |
|
§ 67 |
Любовь к одному есть варварство: ибо она осуществляется в ущерб всем остальным. Также и любовь к Богу. |
|
§ 68 |
«Я это сделал», - говорит моя память. «Я не мог этого сделать», - говорит моя гордость и остается непреклонной. В конце концов память уступает. |
|
§ 69 |
Мы плохо всматриваемся в жизнь, если не замечаем в ней той руки, которая щадя - убивает. |
|
§ 70 |
Если имеешь характер, то имеешь и свои типичные пережитки, которые постоянно повторяются. |
|
§ 71 |
Мудрец в роли астронома. - Пока ты еще чувствуешь звезды как нечто «над тобою», ты еще не обладаешь взором познающего. |
|
§ 72 |
Не сила, а продолжительность высших ощущений создаёт высших людей. |
|
§ 73 |
Кто достигает своего идеала, тот этим самым перерастает его. |
|
§ 73а |
Иной павлин прячет от всех свой павлиний хвост - и назыает это своей гордостью. |
|
§ 74 |
Гениальный человек невыносим, если не обладает при этом, по крайней мере, еще двумя качествами: чувством благодарности и чистоплотностью. |
|
§ 75 |
Степень и характер родовитости человека проникает его существо до последней вершины его духа. |
|
§ 76 |
В мирной обстановке воинственный человек нападает на самого себя. |
|
§ 77 |
Своими принципами мы хотим либо тиранизировать наши привычки, либо оправдать их, либо заплатить им дань уважения, либо выразить порицание, либо скрыть их; очень вероятно, что двое людей с одинаковыми принципами желают при этом совершенно различного в основе. |
|
§ 78 |
Презирающий самого себя все же чтит себя при этом как человека, который презирает. |
|
§ 79 |
Душа, чувствующая, что ее любят, но сама не любящая, обнаруживает свои подонки: самое низкое в ней всплывает наверх. |
|
§ 80 |
Разъяснившаяся вещь перестаёт интересовать нас. - Что имел в виду тот бог, который давал совет: «познай самого себя»! Может быть, это значило: «перестань интересоваться собою, стань объективным»! - А Сократ? - А «человек науки»? |
|
§ 81 |
Ужасно умереть в море от жажды. Уж не хотите ли вы так засолить вашу истину, чтобы она никогда более не утоляла жажды? |
|
§ 82 |
«Сострадание ко всем» было бы суровостью и тиранией по отношению к тебе, сударь мой, сосед! |
|
§ 83 |
Инстинкт. - Когда горит дом, то забывают даже об обеде. - Да - но его наверстывают на пепелище. |
|
§ 84 |
Женщина научается ненавидеть в той мере, в какой она разучивается очаровывать. |
|
§ 85 |
Одинаковые аффекты у мужчины и женщины все-таки различны в темпе - поэтому-то мужчина и женщина не перестают не понимать друг друга. |
|
§ 86 |
У самих женщин в глубине их личного тщеславия всегда лежит безличное презрение - презрение «к женщине». |
|
§ 87 |
Сковано сердце, свободен ум. - Если крепко заковать свое сердце и держать его в плену, то можно дать много свободы своему уму, - я говорил это уже однажды. Но мне не верят в этом, если предположить, что сами уже не знают этого. |
|
§ 88 |
Очень умным людям начинают не доверять, если видят их смущенными. |
|
§ 89 |
Ужасные переживания жизни дают возможность разгадать, не представляет ли собою нечто ужасное тот, кто их переживает. |
|
§ 90 |
Тяжелые, угрюмые люди становятся легче именно от того, что отягчает других, от любви и ненависти, и на время поднимаются к своей поверхности. |
|
§ 91 |
Такой холодный, такой ледяной, что об него обжигают пальцы! Всякая рука содрогается, прикоснувшись к нему! - Именно поэтому его считают раскаленным. |
|
§ 92 |
Кому не приходилось хотя бы однажды жертвовать самим собою за свою добрую репутацию? |
|
§ 93 |
В снисходительности нет и следа человеконенавистничества, но именно потому-то слишком много презрения к людям. |
|
§ 94 |
Стать зрелым мужем - это значит снова обрести ту серьезность, которою обладал в детстве, во время игр. |
|
§ 95 |
Стыдиться своей безнравственности - это одна из ступеней той лестницы, на вершине которой стыдятся также своей нравственности. |
|
§ 96 |
Нужно расставаться с жизнью, как Одиссей с Навсикаей, - более благословляющим, нежели влюбленным. |
|
§ 97 |
Как? Великий человек? - Я все еще вижу только актера своего собственного идеала. |
|
§ 98 |
Если дрессировать свою совесть, то и кусая она будет целовать нас. |
|
§ 99 |
Разочарованный говорит: «Я слушал эхо и слышал только похвалу.» |
|
§ 100 |
Наедине с собою мы представляем себе всех простодушнее себя: таким образом мы даем себе отдых от наших ближних. |
|
§ 101 |
В наше время познающий легко может почувствовать себя животным превращением божества. |
|
§ 102 |
Открытие взаимности собственно должно бы было отрезвлять любящего относительно любимого им существа. «Как? даже любить тебя - это довольно скромно? Или довольно глупо? Или - или.» |
|
§ 103 |
Опасность счастья. - «Все служит на благо мне; теперь мила мне всякая судьба - кому охота быть судьбой моей?» |
|