Фридрих Ницше
 VelChel.ru
Биография
Хронология
Галерея
Стихотворения
Стихи: Дионисийские дифирамбы
Так говорил Заратустра
Несвоевременные размышления
Злая мудрость. Афоризмы и изречения
Странник и его тень
Человеческое, слишком человеческое
По ту сторону добра и зла
  Предисловие
  Отдел первый: О предрассудках философов
  Отдел второй: Свободный ум
  Отдел третий: Сущность религиозности
  Отдел четвёртый: Афоризмы и интермедии
… §63 - §103
  … §104 - §144
  … §145 - §185
  Отдел пятый: К естественной истории морали
  Отдел шестой: Мы, учёные
  Отдел седьмой: Наши добродетели
  Отдел восьмой: Народы и отечества
  Отдел девятый: Что аристократично?
  С высоких гор: Заключительная песнь
К генеалогии морали
«ЕССЕ HOMO»
Антихристианин
Веселая наука
Казус Вагнер
Сумерки идолов, или как философствуют молотом
Утренняя заря, или мысль о моральных предрассудках
Рождение трагедии, или Элиннство и пессимизм
Смешанные мнения и изречения
Воля к власти
Рождение трагедии из духа музыки
Cтатьи и материалы
Ссылки
 
Фридрих Вильгельм Ницше

По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего »
Отдел четвёртый: Афоризмы и интермедии » §63 - §103

 
§ 63 Кто учитель до мозга костей, тот относится серьезно ко всем вещам, лишь принимая во внимание своих учеников, - даже к самому себе.
§ 64 «Самодовлеющее познание» - это последние силки, расставляемые моралью: при помощи их в ней можно еще раз вполне запутаться.
§ 65 Привлекательность познания была бы ничтожна, если бы на пути к нему не приходилось преодолевать столько стыда.
§ 65а Бесчестнее всего люди относятся к своему Богу: он не смеет грешить.
§ 66 Быть может, в склонности позволять унижать себя, обкрадывать, обманывать, эксплуатировать проявляется стыдливость некоего Бога среди людей.
§ 67 Любовь к одному есть варварство: ибо она осуществляется в ущерб всем остальным. Также и любовь к Богу.
§ 68 «Я это сделал», - говорит моя память. «Я не мог этого сделать», - говорит моя гордость и остается непреклонной. В конце концов память уступает.
§ 69 Мы плохо всматриваемся в жизнь, если не замечаем в ней той руки, которая щадя - убивает.
§ 70 Если имеешь характер, то имеешь и свои типичные пережитки, которые постоянно повторяются.
§ 71 Мудрец в роли астронома. - Пока ты еще чувствуешь звезды как нечто «над тобою», ты еще не обладаешь взором познающего.
§ 72 Не сила, а продолжительность высших ощущений создаёт высших людей.
§ 73 Кто достигает своего идеала, тот этим самым перерастает его.
§ 73а Иной павлин прячет от всех свой павлиний хвост - и назыает это своей гордостью.
§ 74 Гениальный человек невыносим, если не обладает при этом, по крайней мере, еще двумя качествами: чувством благодарности и чистоплотностью.
§ 75 Степень и характер родовитости человека проникает его существо до последней вершины его духа.
§ 76 В мирной обстановке воинственный человек нападает на самого себя.
§ 77 Своими принципами мы хотим либо тиранизировать наши привычки, либо оправдать их, либо заплатить им дань уважения, либо выразить порицание, либо скрыть их; очень вероятно, что двое людей с одинаковыми принципами желают при этом совершенно различного в основе.
§ 78 Презирающий самого себя все же чтит себя при этом как человека, который презирает.
§ 79 Душа, чувствующая, что ее любят, но сама не любящая, обнаруживает свои подонки: самое низкое в ней всплывает наверх.
§ 80 Разъяснившаяся вещь перестаёт интересовать нас. - Что имел в виду тот бог, который давал совет: «познай самого себя»! Может быть, это значило: «перестань интересоваться собою, стань объективным»! - А Сократ? - А «человек науки»?
§ 81 Ужасно умереть в море от жажды. Уж не хотите ли вы так засолить вашу истину, чтобы она никогда более не утоляла жажды?
§ 82 «Сострадание ко всем» было бы суровостью и тиранией по отношению к тебе, сударь мой, сосед!
§ 83 Инстинкт. - Когда горит дом, то забывают даже об обеде. - Да - но его наверстывают на пепелище.
§ 84 Женщина научается ненавидеть в той мере, в какой она разучивается очаровывать.
§ 85 Одинаковые аффекты у мужчины и женщины все-таки различны в темпе - поэтому-то мужчина и женщина не перестают не понимать друг друга.
§ 86 У самих женщин в глубине их личного тщеславия всегда лежит безличное презрение - презрение «к женщине».
§ 87 Сковано сердце, свободен ум. - Если крепко заковать свое сердце и держать его в плену, то можно дать много свободы своему уму, - я говорил это уже однажды. Но мне не верят в этом, если предположить, что сами уже не знают этого.
§ 88 Очень умным людям начинают не доверять, если видят их смущенными.
§ 89 Ужасные переживания жизни дают возможность разгадать, не представляет ли собою нечто ужасное тот, кто их переживает.
§ 90 Тяжелые, угрюмые люди становятся легче именно от того, что отягчает других, от любви и ненависти, и на время поднимаются к своей поверхности.
§ 91 Такой холодный, такой ледяной, что об него обжигают пальцы! Всякая рука содрогается, прикоснувшись к нему! - Именно поэтому его считают раскаленным.
§ 92 Кому не приходилось хотя бы однажды жертвовать самим собою за свою добрую репутацию?
§ 93 В снисходительности нет и следа человеконенавистничества, но именно потому-то слишком много презрения к людям.
§ 94 Стать зрелым мужем - это значит снова обрести ту серьезность, которою обладал в детстве, во время игр.
§ 95 Стыдиться своей безнравственности - это одна из ступеней той лестницы, на вершине которой стыдятся также своей нравственности.
§ 96 Нужно расставаться с жизнью, как Одиссей с Навсикаей, - более благословляющим, нежели влюбленным.
§ 97 Как? Великий человек? - Я все еще вижу только актера своего собственного идеала.
§ 98 Если дрессировать свою совесть, то и кусая она будет целовать нас.
§ 99 Разочарованный говорит: «Я слушал эхо и слышал только похвалу.»
§ 100 Наедине с собою мы представляем себе всех простодушнее себя: таким образом мы даем себе отдых от наших ближних.
§ 101 В наше время познающий легко может почувствовать себя животным превращением божества.
§ 102 Открытие взаимности собственно должно бы было отрезвлять любящего относительно любимого им существа. «Как? даже любить тебя - это довольно скромно? Или довольно глупо? Или - или.»
§ 103 Опасность счастья. - «Все служит на благо мне; теперь мила мне всякая судьба - кому охота быть судьбой моей?»
Алфавитный указатель: А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Х   Ч   

 
 
Copyright © 2018 Великие Люди   -   Фридрих Ницше