Фридрих Ницше
 VelChel.ru
Биография
Хронология
Галерея
Стихотворения
Стихи: Дионисийские дифирамбы
Так говорил Заратустра
Несвоевременные размышления
Злая мудрость. Афоризмы и изречения
Странник и его тень
  §1 - §7
  §8 - §16
  §17 - §23
  §24 - §32
  §33 - §39
  §40 - §52
  §53 - §67
  §68 - §86
  §87 - §106
  §107 - §122
  §123 - §137
  §138 - §156
  §157 - §170
  §171 - §182
  §183 - §192
  §193 - §212
  §213 - §218
  §219 - §239
  §240 - §263
  §264 - §276
  §277 - §285
  §286 - §299
§300 - §320
  §321 - §340
  §341 - §350
Человеческое, слишком человеческое
По ту сторону добра и зла
К генеалогии морали
«ЕССЕ HOMO»
Антихристианин
Веселая наука
Казус Вагнер
Сумерки идолов, или как философствуют молотом
Утренняя заря, или мысль о моральных предрассудках
Рождение трагедии, или Элиннство и пессимизм
Смешанные мнения и изречения
Воля к власти
Рождение трагедии из духа музыки
Cтатьи и материалы
Ссылки
 
Фридрих Вильгельм Ницше

Странник и его тень » Параграфы §300 - §320

 

300.

Одно только есть на потребу. Если ты умен, старайся иметь радость в сердце. Ах, сказал кто-то, если умен, то надо бы стараться быть мудрым.

301.

Доказательство любви. Кто-то сказал: "Только двух людей я не анализировал, это доказывает мою к ним любовь".

302.

Как пытаются улучшить плохие аргументы. Многие подкрепляют свои плохие аргументы, внося в них частицу своей субъективной личности, как будто они станут от того вернее. Это похоже на то, как игроки в кегли, бросив шар, стараются дать ему верное направление жестами и покачиванием головы.

303.

Честность. Для того, чтобы заслужить название действительно честного человека, мало быть образцовым человеком относительно чужих прав и собственности, т. е., например, мальчиком не лазить за плодами в чужой сад и взрослым человеком не топтать чужих не скошенных лугов. Не выходя из пределов маловажных поступков, которые, как известно, служат лучшими доказательствами, чем важные такого рода образцовой честности. Но всего этого еще мало: тогда ты будешь только "юридическим лицом" с той степенью морали, которая свойственна даже твоему обществу, т. е. кучке однородных людей.

304.

Человек! Что такое тщеславие самого тщеславного человека в сравнении с тщеславием, которым проникнут самый скромный человек, когда признает себя человеком среди природы мира.

305.

Нужнейшая гимнастика. Кто не имеет самообладания в малом, тому трудно иметь его в большом. Можно считать неудачным и даже опасным для будущего тот день, в который мы хотя один раз не отказали себе в чем-нибудь маловажном: эта гимнастика неизбежна для того, кто хочет быть господином над собой.

306.

Надо иногда терять себя из виду. Когда ты нашел самого себя, то должен время от времени уметь себя потерять, а потом опять найти, если ты только мыслитель, для которого невыгодно быть постоянно связанным с одним лицом.

307.

Когда надо отдалиться. Чтобы измерить и познать какой-нибудь предмет, ты должен хотя на время от него отдалиться. Только выйдя из города, видишь ты, как высоко над домами подымаются его башни.

308.

В полдень. Душой того, кому выпала на долю деятельное бурное утро жизни, овладевает к полудню необыкновенное желание покоя, которое может продолжаться месяцами и годами. Вокруг него все затихает, голоса звучат все дальше и глуше, солнце освещает его отвесными лучами. На уединенной лесной поляне видит он спящего великого Пана, все теперь в природе заснуло вместе с ним, на всех лицах застыло выражение вечного покоя - так ему по крайней мepе кажется. Он ничего не хочет, ни о чем не беспокоится, сердце его остановилось, только глаза еще живут - это мертвец с живым взором . Человек видит тогда многое, чего никогда не видал; весь его кругозор обвит светлой сетью, которая как бы скрывает его контуры. Он чувствует себя счастливым, но что это за тяжелое счастье. И вот, внезапно подымается ветер, пробегает по деревьям, полдень миновал, человека снова увлекает жизнь, - жизнь со слепыми глазами, за которой мчится ее свита: желание, обман, забвение, наслаждение, уничтожение, бренность. Затем надвигается вечер, более деятельный и бурный, чем пережитое утро. У действительно деятельных людей продолжительные периоды познавания вызывают сильные, болезненные, но не неприятные ощущения.

309.

Надо избегать встречи со своим живописцем. Великому живописцу, схватившему и верно изобразившему на портрете полноту выражения, на которую способен человек в лучшую минуту, человек этот при встрече с ним в жизни покажется почти всегда карикатурой.

310.

Два правила новой жизни. Первое правило. Жизнь свою надо строить на верном и осязательном, а не так, как прежде, на далеком, неопределенном, туманно - облаченном. Второе правило. Прежде чем устраивать свою жизнь и давать ей окончательное направление необходимо установить порядок между ближайшим и близким, между верным и менее верным.

311.

Опасная раздражительность. Способных, но ленивых людей всегда раздражает, когда кто-нибудь из их друзей кончит дельную работу. Соревнование их возбуждено, они стыдятся своей лености или, вернее, боятся, что деятельный друг будет теперь еще больше их презирать. В этом настроении они начинают критиковать его творение, и критика их переходить в месть к великому удивлению виновника зла.

312.

Разрушение иллюзий. Иллюзии, конечно, торопят удовольствия, но разрушение их обходится еще дороже - как удовольствие, чтимы они бывают для многих людей.

313.

Однотонность мудреца. Коровы имеют иногда выражение удивления, которое граничит с вопросом. Глаза же высокоинтеллигентных людей подернуты nii admirari, словно флером, похожим на однотонность безоблачного неба.

314.

Не надо быть слишком долго больным. Избегайте быть слишком долго больными: зрителям скоро надоест обычная обязанность выказывать сострадание, потому что им стоит большого труда поддерживать в себе это чувство, и тогда они сразу начнут находить в вас дурное и выведут заключение, что вы больны поделом, и что им нечего стараться вам сочувствовать.

315.

Предостережение энтузиастам. Кто любит увлекаться и возноситься вверх, должен позаботиться о том, чтобы не быть слишком тяжелым, т.е., например, немного учиться и не наполнять себя наукой, она очень тяжелит! Примите это во внимание, вы, энтузиасты,

316.

Уметь застать себя врасплох. Кто хочет видеть самого себя таким, каков он есть, должен уметь застать себя врасплох с факелом в руках. Ибо то, что применимо к телесному, применимо и к духовному: кто привык видеть себя в зеркале, забывает свое безобразие, и только живописец, изобразив его на портрете, вновь вызывает в нем забытое впечатление. Но он привыкает и к портрету и вторично забывает свое безобразие. Это происходит по общему закону, что человек может вынести неизменно безобразное разве только на одну минуту, затем он непременно или забывает, или отрицает его. Моралисты должны пользоваться минутой для преподнесения своих истин.

317.

Мнения и рыбы. Власть человека над мнениями такова же, как и власть его над рыбами, если у него есть рыбный пруд. Надо пойти и наловить рыб, если посчастливится, и тогда добудешь своих рыб, свои мнения. Я говорю о живых мнениях и живых рыбах. Иные довольствуются тем, что имеют кабинет ископаемых и что в голове их склад мертвых "убеждений".

318.

Признаки свободы и несвободы. По возможности удовлетворять самому своим необходимым потребностям, хотя бы в несовершенстве, ведет к свободе духа и личности. Тот же, кто допускает удовлетворение своих многочисленных, часто излишних потребностей другими, хотя бы и с возможным совершенством, становится несвободным. Софист Гипинас, который пользовался только тем, что сам приобрел и сработал, шел по верному пути, который ведет к высшей свободе духа и . личности. Дело не в том, чтобы все было сработано одинаково хорошо и совершенно. Гордость прикроет все недочеты.

319.

Вера в себя. В наше время не доверяют тому, кто верит в себя; в прежнее время достаточно было быть самоуверенным, чтобы заставить и других в себя верить. Вот рецепт, как возбудить теперь доверие: не щади себя. Если ты хочешь, чтобы поверили твоему мнению, зажги сначала свою собственную хижину.

320.

Что значит стать вместе и богаче и беднее? Я знаю одного человека, который привык еще ребенком высоко ставить ум других людей, их искреннюю преданность духовным интересам, их бескорыстное служение раз признанной правде и т. п., о своей же собственной голове (суждении, памяти, способностях, фантазии) он имел самое скромное мнение и считал себя ничтожным в сравнении с другими. С течением лет ему пришлось не раз убеждаться в своей ошибке. "К своей радости и удовлетворению", скажете вы. Пожалуй, что и так, но к этой радости, как он сам сказал однажды, примешана нестерпимая горечь, которую я не испытывал раньше, потому что с тех пор, как я стал правильнее судить о себе и людях относительно духовных потребностей, ум мой кажется мне менее полезным. Я сомневаюсь, что могу благотворно повлиять им на других людей, так как их умы не способны меня понять; теперь я увидал страшную пропасть, отделяющую готового подать руку помощи от тех, кто в ней нуждается. И меня мучит то, что я должен оставить свой ум при себе и один извлекать из него ту пользу, которую он может дать. Но давать гораздо приятнее, чем иметь: да и что такое самый богатый человек в безлюдной пустыне.
Алфавитный указатель: А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Х   Ч   

 
 
Copyright © 2024 Великие Люди   -   Фридрих Ницше