Фридрих Ницше
 VelChel.ru
Биография
Хронология
Галерея
Стихотворения
Стихи: Дионисийские дифирамбы
Так говорил Заратустра
Несвоевременные размышления
Злая мудрость. Афоризмы и изречения
Странник и его тень
Человеческое, слишком человеческое
По ту сторону добра и зла
К генеалогии морали
«ЕССЕ HOMO»
Антихристианин
Веселая наука
Казус Вагнер
Сумерки идолов, или как философствуют молотом
Утренняя заря, или мысль о моральных предрассудках
Рождение трагедии, или Элиннство и пессимизм
Смешанные мнения и изречения
Воля к власти
  Введение
  Предисловие
  Книга первая.
Европейский нигилизм (§1 - §11)
  … §12 - §17
  … §18 - §30
  … §31 - §38
… §39 - §47
  … §48 - §54
  … §55 - §56
  … §57 - §68
  … §69 - §80
  … §81 - §91
  … §92 - §95
  … §96 - §103
  … §104 - §113
  … §114 - §123
  … §124 - §134
Рождение трагедии из духа музыки
Cтатьи и материалы
Ссылки
 
Фридрих Вильгельм Ницше

Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей »
Книга первая. Европейский нигилизм

39. Следует понять, что:
  - всякого рода упадок и заболевание непрестанно принимали участие в работе создания общих оценок;
  - что в получивших господство оценках декаданс достиг даже некоторого перевеса;
  что нам приходится бороться не только против реальных последствий всяческого современного ужаса вырождения, но что и весь дотоле проявившийся декаданс еще не сыграл своей роли, то есть продолжает жить.
  Подобное общее отклонение человечества от своих коренных инстинктов, подобный общий декаданс в деле установления ценностей есть вопрос par excellence1, основная загадка, которую задает философу животное — «человек».
40. Понятие «декаданса». Отпадение отдельных частей, упадок, отброс — сами по себе еще не заслуживают осуждения: это необходимое следствие жизни, жизненного роста. Появление декаданса так же необходимо, как любое восхождение и поступательное движение в жизни: не в нашей власти устранить его. Разум хочет, напротив — чтобы за ним было признано его право.
  Позор для всех социалистических систематиков, что они думают, будто возможны условия и общественные группировки, при которых не будут больше расти пороки, болезни, преступления, проституция, нужда... Но ведь это значит осудить жизнь...
  Не в воле общества оставаться молодым. И даже в полном своем расцвете оно выделяет всякую нечистоту и отбросы. Чем решительнее и отважнее действует общество, тем богаче оно неудачами и неудачниками, тем ближе оно к своему падению... От старости не спасешься учреждениями. И от болезни также. И от порока.
41. Основной взгляд на существо декаданса: то, в чем доныне видели его причины, представляет его следствия.
  Это изменяет всю перспективу моральной проблемы.
  Вся этическая борьба против порока, роскоши, преступлений, даже против болезни, представляется наивностью, оказывается излишней: — нет «исправления» (против раскаяния).
  Сам декаданс не есть что-то, с чем нужно бороться: он абсолютно необходим и присущ всякому народу и всякой эпохе. С чем нужно всеми силами бороться — это с занесением заразы в здоровые части организма.
  Делается ли это? Делается как раз противоположное. Гуманность об этом только и заботится.
  — В каком отношении к этому основному биологическому вопросу стоят нынешние высшие ценности? Философия, религия, искусство и т.д.
  (Средства лечения: напр., милитаризм, начиная с Наполеона, который в цивилизации видел своего естественного врага.)
42. Те, что доныне считалось причиною вырождения, есть следствие его. Но так же и то, что почиталось лекарством от вырождения, — только паллиатив против некоторых действий его: излечившиеся суть только особый тип выродившихся.
  Следствия декаданса: порок — порочность; болезнь — болезненность; преступление — преступность; целибат — бесплодие; истерия — ослабление воли; алкоголизм; пессимизм; анархизм; распутство (также и духовное); клеветники; люди, роющие подкопы; сомневающиеся во всем; разрушители.
43. К понятию «декаданса».
  1) Скепсис есть одно из следствий декаданса; также и распутство мысли.
  2) Порча нравов есть следствие декаданса (слабость воли, потребность сильных возбудительных средств...).
  3) Методы лечения, психологическое и моральное, не меняют хода декаданса, не задерживают его: действие их физиологически сводится к нулю: сознание величайшей ничтожности этих мнимых «реактивов»; они суть формы наркоза против некоторых роковых явлений — следствий; они не изгоняют тлетворный элемент; часто они являются героическими попытками свести к нулю декадента, довести до minimum'a приносимый вред.
  4) Нигилизм не есть причина, а лишь логика декаданса.
  5) «Хороший» и «дурной» суть только два типа декаданса: они неразрывны во всех основных феноменах.
  6) Социальный вопрос есть следствие декаданса.
  7) Болезни, и прежде всего болезни нервов и головы, суть показатели того, что отсутствует сила самосохранения, свойственная сильной натуре; за это говорит и крайняя возбудимость, вследствие которой удовольствие и неудовольствие становится первенствующей проблемою.
44. Наиболее распространенные типы декаданса:
  1) веря, что берут лекарства, избирают то, что ускоряет процесс истощения — сюда относится христианство (чтобы назвать самый примечательный случай ошибки инстинкта): сюда же относится и «прогресс»;
  2) утрачивается сила сопротивления раздражениям, — случай определяет собою все; переживания огрубляются, преувеличиваются до «чудовищных размеров»..., «обезличивание», разложение воли — сюда относится целый род морали, — альтруистическая мораль, та, которая толкует о сострадании; наиболее существенное в ней — слабость личности, вследствие чего эта личность созвучна и подобно чрезмерно натянутой струне дрожит непрерывно... крайняя возбудимость...
  3) смешиваются причина и следствие: в декадансе не видят физиологического феномена, и в его следствиях усматривают истинную причину плохого самочувствия; — сюда относится вся религиозная мораль...
  4) жаждут такого состояния, в котором нет больше страдания: жизнь фактически воспринимается как причина всякого зла, — бессознательные состояния (сон, потеря сознания) оцениваются несравненно выше сознательных; отсюда некоторая методика...
45. К гигиене «слабых». — Все, что делается в состоянии слабости, терпит неудачу. Мораль: ничего не делать. Но в том-то и беда, что именно сила отложить всякое делание, не реагировать, под влиянием слабости пришла в наиболее болезненное стояние; что мы всего скорее, всего слепее реагируем именно тогда, когда совсем не следовало бы реагировать...2
  Сила какой-либо натуры сказывается в задерживании реакции, в некоторой отсрочке ее; известного рода αδιαφορια3 также свойственна такой натуре, как слабости — связанность противодействия, внезапность, незадерживаемость «действия».... Воля слаба: и рецепт, как охранить себя от глупостей, был бы — иметь сильную волю и ничего не делать — contradictio4. Тут — известное саморазрушение, инстинкт сохранения скомпрометирован... Слабый вредит сам себе... Это — тип декаданса.
  Действительно мы встречаем огромное размышление над практическими приемами усвоения бесстрастия. Инстинкт в данном случае на верном пути, поскольку ничего не делать полезнее, чем делать что попало...
  Вся практика орденов, отшельников, философов, факиров внушена той правильной оценкой, что известный род людей приносит себе, пожалуй, больше всего пользы, когда ставит себе возможно больше препятствий к действию.
  Облегчающие меры: абсолютное послушание, машинальная деятельность, разобщение с людьми и вещами, вызывающими к немедленной решимости к действию.
46. Слабость воли: тут сравнение, которое может ввести в заблуждение. Ибо нет никакой воли, и, следовательно, нет ни сильной, ни слабой воли. Множественность и разорванность инстинктов, недостаток объединяющей их системы проявляется как «слабая воля»; координация же их под властью одного из них действует как «сильная воля»; в первом случае — колебание и недостаток устойчивости; во втором — ясность и определенность направления.
47. Наследственна не болезнь, а болезненность; бессилие в сопротивлении опасным и вредным нашествиям и т.д.; надломленная сила противодействия; выражаясь морально: покорность и смирение перед врагом.
  Я спрашивал себя, нельзя ли сравнить все эти высшие ценности бывшей доныне в ходу философии, морали и религии с ценностями ослабших, душевнобольных и неврастеников: они являют, хотя и в более слабой степени, то же зло...
  Ценность всех болезненных состояний заключается в том, что они показывают как бы в увеличительное стекло известные нормальные, но в нормальном виде плохо различимые состояния.
  Здоровье и болезнь не разнятся одно от другого по существу, как думают древние врачи и теперь еще некоторые современные практиканты. Не следует делать из них различные принципы и сущности, которые ссорились бы из-за живого организма и делали бы его местом своей борьбы. Это глупость и пустая болтовня, ни к чему не пригодные. Фактически между этими двумя родами существования есть только различие в степени: преувеличения, диспропорция, дисгармония в соотношениях нормальных феноменов и представляют болезненное состояние (Клод-Бернар5).
  Поскольку «зло» может быть рассматриваемо как преувеличение, дисгармония, диспропорция, постольку «добро» может быть предохраняющей диетой против опасности впасть в преувеличение, дисгармонию и нарушение пропорций.
  Наследственная слабость как господствующее чувство: причина высших ценностей.
  NB. Слабости желают: почему? В большинстве случаев потому, что слабы в силу необходимости.
  Ослабление как задача: ослабление желаний, ощущений радости и неудовольствия, воли к власти, к чувству гордости, к желанию иметь и иметь как можно больше; ослабление как смирение; ослабление как вера; ослабление как отвращение и стыд перед всем естественным; как отрицание жизни, как болезнь и обычная слабость... ослабление как отказ от мести, от сопротивления, от вражды и гнева.
  Неверный прием в лечении: стремятся победить слабость не посредством systeme fortifiant6, но посредством какого-то оправдывания и морализирования: т.е. какого-то толкования...
  Смешение двух совершенно разных состояний: напр., спокойствия силы, которое в сущности есть воздержание от реакций (тип богов, которых ничто не трогает), и спокойствие истощения, — тупость, доходящая до анестезии. Все философско-аскетические приемы стремятся ко второму, но подразумевают в сущности первое, ибо они приписывают достигнутому состоянию такие свойства, как если бы было достигнуто божественное состояние.
1 Par excellence - по преимуществу, по сути (фр.).
2 Классический принцип у-вэй даосской философии: не делай лишнего.

3 αδιαφορια - нераздвоенность (греч.).
4 Contradictio - противоречивое суждение (лат.).
5 Бернар, Клод (1813–1878) — французский врач, физиолог, доказал существование у человека центров (периферической) нервной системы, действующих независимо от головного и спинного мозга.
6 Systeme fortifiant - укрепляющая система (фр.).
Алфавитный указатель: А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Х   Ч   

 
 
Copyright © 2024 Великие Люди   -   Фридрих Ницше