39. |
Следует понять, что:
|
|
|
- всякого рода упадок и заболевание непрестанно принимали участие в работе создания общих оценок;
|
|
|
- что в получивших господство оценках декаданс достиг даже некоторого перевеса;
|
|
|
что нам приходится бороться не только против реальных последствий всяческого современного ужаса вырождения, но что и весь дотоле проявившийся декаданс еще не сыграл своей роли, то есть продолжает жить.
|
|
|
Подобное общее отклонение человечества от своих коренных инстинктов, подобный общий декаданс в деле установления ценностей есть вопрос par excellence1, основная загадка, которую задает философу животное — «человек».
|
|
40. |
Понятие «декаданса». Отпадение отдельных частей, упадок, отброс — сами по себе еще не заслуживают осуждения: это необходимое следствие жизни, жизненного роста. Появление декаданса так же необходимо, как любое восхождение и поступательное движение в жизни: не в нашей власти устранить его. Разум хочет, напротив — чтобы за ним было признано его право.
|
|
|
Позор для всех социалистических систематиков, что они думают, будто возможны условия и общественные группировки, при которых не будут больше расти пороки, болезни, преступления, проституция, нужда... Но ведь это значит осудить жизнь...
|
|
|
Не в воле общества оставаться молодым. И даже в полном своем расцвете оно выделяет всякую нечистоту и отбросы. Чем решительнее и отважнее действует общество, тем богаче оно неудачами и неудачниками, тем ближе оно к своему падению... От старости не спасешься учреждениями. И от болезни также. И от порока.
|
|
41. |
Основной взгляд на существо декаданса: то, в чем доныне видели его причины, представляет его следствия.
|
|
|
Это изменяет всю перспективу моральной проблемы.
|
|
|
Вся этическая борьба против порока, роскоши, преступлений, даже против болезни, представляется наивностью, оказывается излишней: — нет «исправления» (против раскаяния).
|
|
|
Сам декаданс не есть что-то, с чем нужно бороться: он абсолютно необходим и присущ всякому народу и всякой эпохе. С чем нужно всеми силами бороться — это с занесением заразы в здоровые части организма.
|
|
|
Делается ли это? Делается как раз противоположное. Гуманность об этом только и заботится.
|
|
|
— В каком отношении к этому основному биологическому вопросу стоят нынешние высшие ценности? Философия, религия, искусство и т.д.
|
|
|
(Средства лечения: напр., милитаризм, начиная с Наполеона, который в цивилизации видел своего естественного врага.)
|
|
42. |
Те, что доныне считалось причиною вырождения, есть следствие его. Но так же и то, что почиталось лекарством от вырождения, — только паллиатив против некоторых действий его: излечившиеся суть только особый тип выродившихся.
|
|
|
Следствия декаданса: порок — порочность; болезнь — болезненность; преступление — преступность; целибат — бесплодие; истерия — ослабление воли; алкоголизм; пессимизм; анархизм; распутство (также и духовное); клеветники; люди, роющие подкопы; сомневающиеся во всем; разрушители.
|
|
43. |
К понятию «декаданса».
|
|
|
1) Скепсис есть одно из следствий декаданса; также и распутство мысли.
|
|
|
2) Порча нравов есть следствие декаданса (слабость воли, потребность сильных возбудительных средств...).
|
|
|
3) Методы лечения, психологическое и моральное, не меняют хода декаданса, не задерживают его: действие их физиологически сводится к нулю: сознание величайшей ничтожности этих мнимых «реактивов»; они суть формы наркоза против некоторых роковых явлений — следствий; они не изгоняют тлетворный элемент; часто они являются героическими попытками свести к нулю декадента, довести до minimum'a приносимый вред.
|
|
|
4) Нигилизм не есть причина, а лишь логика декаданса.
|
|
|
5) «Хороший» и «дурной» суть только два типа декаданса: они неразрывны во всех основных феноменах.
|
|
|
6) Социальный вопрос есть следствие декаданса.
|
|
|
7) Болезни, и прежде всего болезни нервов и головы, суть показатели того, что отсутствует сила самосохранения, свойственная сильной натуре; за это говорит и крайняя возбудимость, вследствие которой удовольствие и неудовольствие становится первенствующей проблемою.
|
|
44. |
Наиболее распространенные типы декаданса:
|
|
|
1) веря, что берут лекарства, избирают то, что ускоряет процесс истощения — сюда относится христианство (чтобы назвать самый примечательный случай ошибки инстинкта): сюда же относится и «прогресс»;
|
|
|
2) утрачивается сила сопротивления раздражениям, — случай определяет собою все; переживания огрубляются, преувеличиваются до «чудовищных размеров»..., «обезличивание», разложение воли — сюда относится целый род морали, — альтруистическая мораль, та, которая толкует о сострадании; наиболее существенное в ней — слабость личности, вследствие чего эта личность созвучна и подобно чрезмерно натянутой струне дрожит непрерывно... крайняя возбудимость...
|
|
|
3) смешиваются причина и следствие: в декадансе не видят физиологического феномена, и в его следствиях усматривают истинную причину плохого самочувствия; — сюда относится вся религиозная мораль...
|
|
|
4) жаждут такого состояния, в котором нет больше страдания: жизнь фактически воспринимается как причина всякого зла, — бессознательные состояния (сон, потеря сознания) оцениваются несравненно выше сознательных; отсюда некоторая методика...
|
|
45. |
К гигиене «слабых». — Все, что делается в состоянии слабости, терпит неудачу. Мораль: ничего не делать. Но в том-то и беда, что именно сила отложить всякое делание, не реагировать, под влиянием слабости пришла в наиболее болезненное стояние; что мы всего скорее, всего слепее реагируем именно тогда, когда совсем не следовало бы реагировать...2
|
|
|
Сила какой-либо натуры сказывается в задерживании реакции, в некоторой отсрочке ее; известного рода αδιαφορια3 также свойственна такой натуре, как слабости — связанность противодействия, внезапность, незадерживаемость «действия».... Воля слаба: и рецепт, как охранить себя от глупостей, был бы — иметь сильную волю и ничего не делать — contradictio4. Тут — известное саморазрушение, инстинкт сохранения скомпрометирован... Слабый вредит сам себе... Это — тип декаданса.
|
|
|
Действительно мы встречаем огромное размышление над практическими приемами усвоения бесстрастия. Инстинкт в данном случае на верном пути, поскольку ничего не делать полезнее, чем делать что попало...
|
|
|
Вся практика орденов, отшельников, философов, факиров внушена той правильной оценкой, что известный род людей приносит себе, пожалуй, больше всего пользы, когда ставит себе возможно больше препятствий к действию.
|
|
|
Облегчающие меры: абсолютное послушание, машинальная деятельность, разобщение с людьми и вещами, вызывающими к немедленной решимости к действию.
|
|
46. |
Слабость воли: тут сравнение, которое может ввести в заблуждение. Ибо нет никакой воли, и, следовательно, нет ни сильной, ни слабой воли. Множественность и разорванность инстинктов, недостаток объединяющей их системы проявляется как «слабая воля»; координация же их под властью одного из них действует как «сильная воля»; в первом случае — колебание и недостаток устойчивости; во втором — ясность и определенность направления.
|
|
47. |
Наследственна не болезнь, а болезненность; бессилие в сопротивлении опасным и вредным нашествиям и т.д.; надломленная сила противодействия; выражаясь морально: покорность и смирение перед врагом.
|
|
|
Я спрашивал себя, нельзя ли сравнить все эти высшие ценности бывшей доныне в ходу философии, морали и религии с ценностями ослабших, душевнобольных и неврастеников: они являют, хотя и в более слабой степени, то же зло...
|
|
|
Ценность всех болезненных состояний заключается в том, что они показывают как бы в увеличительное стекло известные нормальные, но в нормальном виде плохо различимые состояния.
|
|
|
Здоровье и болезнь не разнятся одно от другого по существу, как думают древние врачи и теперь еще некоторые современные практиканты. Не следует делать из них различные принципы и сущности, которые ссорились бы из-за живого организма и делали бы его местом своей борьбы. Это глупость и пустая болтовня, ни к чему не пригодные. Фактически между этими двумя родами существования есть только различие в степени: преувеличения, диспропорция, дисгармония в соотношениях нормальных феноменов и представляют болезненное состояние (Клод-Бернар5).
|
|
|
Поскольку «зло» может быть рассматриваемо как преувеличение, дисгармония, диспропорция, постольку «добро» может быть предохраняющей диетой против опасности впасть в преувеличение, дисгармонию и нарушение пропорций.
|
|
|
Наследственная слабость как господствующее чувство: причина высших ценностей.
|
|
|
NB. Слабости желают: почему? В большинстве случаев потому, что слабы в силу необходимости.
|
|
|
Ослабление как задача: ослабление желаний, ощущений радости и неудовольствия, воли к власти, к чувству гордости, к желанию иметь и иметь как можно больше; ослабление как смирение; ослабление как вера; ослабление как отвращение и стыд перед всем естественным; как отрицание жизни, как болезнь и обычная слабость... ослабление как отказ от мести, от сопротивления, от вражды и гнева.
|
|
|
Неверный прием в лечении: стремятся победить слабость не посредством systeme fortifiant6, но посредством какого-то оправдывания и морализирования: т.е. какого-то толкования...
|
|
|
Смешение двух совершенно разных состояний: напр., спокойствия силы, которое в сущности есть воздержание от реакций (тип богов, которых ничто не трогает), и спокойствие истощения, — тупость, доходящая до анестезии. Все философско-аскетические приемы стремятся ко второму, но подразумевают в сущности первое, ибо они приписывают достигнутому состоянию такие свойства, как если бы было достигнуто божественное состояние.
|
|
|
|
1 Par excellence - по преимуществу, по сути (фр.).
2 Классический принцип у-вэй даосской философии: не делай лишнего.
3 αδιαφορια - нераздвоенность (греч.).
4 Contradictio - противоречивое суждение (лат.).
5 Бернар, Клод (1813–1878) — французский врач, физиолог, доказал существование у человека центров (периферической) нервной системы, действующих независимо от головного и спинного мозга.
6 Systeme fortifiant - укрепляющая система (фр.).
|