219 • Цель наказания |
Наказание имеет целью улучшить того, кто наказывает, -вот последнее убежище для защитников наказания.
|
220 • Жертва |
О жертве и жертвоприношении жертвенные животные думают иначе, чем зрители: но им никогда не давали и слова вымолвить об этом.
|
221 •Пощада |
Отцы и сыновья гораздо больше щадят друг друга, чем матери и дочери.
|
222 •Поэт и лгун |
Поэт видит в лгуне своего молочного брата, у которого он отнял молоко: так тот и остался, жалкий, и не снискал себе даже чистой совести.
|
223 • Викариат чувств |
"И глаза имеют, чтобы слышать", - сказал один старый исповедник, став глухим; "а среди слепых тот – царь, у кого самые длинные уши".
|
224 • Критика животных |
Боюсь, что животные рассматривают человека как равное им существо, которое опаснейшим для себя образом потеряло здравый
животный ум, - как сумасбродное животное, как смеющееся животное, как плачущее животное, как злосчастнейшее животное.
|
225 • Естественные. |
"Зло всегда производило большой эффект! А природа зла! Посему будем естественны!" – так в глубине души заключают великие эффектолюбцы (Effekthascher) человечества, которых слишком часто причисляют к великим людям.
|
226 • Недоверчивые люди и стиль |
Мы говорим самые сильные вещи просто, предполагая, что окружающие нас люди верят в нашу силу: подобное окружение воспитывает "простоту стиля". Недоверчивые говорят выразительно: недоверчивые поступают выразительно
|
227 • Ошибка, осечка |
Он не может владеть собою – и отсюда заключает женщина, что им легко овладеть, и расставляет вокруг него свой аркан; бедняжка, вскоре она будет его рабой.
|
228 • Против посредников. |
Кто хочет посредничать между двумя решительными мыслителями, отмечен посредственностью: у него нет глаз для того, чтобы видеть единственное в своем роде; неразборчивость на лица и уравниловка – признак слабого зрения.
|
229 • Упрямство и верность |
Он из упрямства крепко держится чего-то, что теперь стало для него совершенно ясным, - и это он называет "верностью".
|
230 • Нехватка молчаливости |
Все его существо неубедительно, - это происходит оттого, что он ни разу не промолчал ни об одном хорошем поступке, который он совершил.
|
231 • "Основательные" |
Тугодумы познания полагают, что медлительность свойственна познанию.
|
232 • Сновидения |
Снится – или ничего, или что-то интересное. Нужно учиться и бодрствовать так же: или никак, или интересно.
|
233 • Опаснейшая точка зрения |
То, что я сейчас делаю или допускаю, столь же важно для всего грядущего, как и величайшее событие прошлого: в этой чудовищной перспективе воздействия все поступки оказываются одинаково великими и малыми.
|
234 • Утешительная речь музыканта |
"Твоя жизнь не звучит для людских ушей: для них ты живешь немой жизнью, и вся тонкость мелодии, вся нежная решительность в последствиях или намерениях ускользает от них. Правда, отсюда не следует, что ты пойдешь по широкой улице с полковой музыкой, - но это не дает никаких прав добрым людям говорить, что твоему образу жизни недостает музыки. Имеющий уши, да слышит".
|
235 • Ум и характер |
Иного возвышает его характер, но ум его остается несоразмерным с этой верши ной, - бывает и наоборот.
|
236 • Чтобы двигать массами |
Не должен ли тот, кто хочет двигать массами, быть актером самого себя? Не должен ли он сперва перевести себя самого на гротескно-ясный язык и исполнить всю свою личность и свое дело столь огрубленным и упрощенным образом?
|
237 • Вежливый |
"Он так вежлив!" – Да, у него всегда при себе лакомый кусочек для Цербера, и он так труслив, что каждого принимает за Цербера, и тебя, и меня, - вот и вся его "вежливость".
|
238 • Без зависти |
Он начисто лишен зависти, но в этом нет никакой заслуги: ибо он хочет завоевать страну, в которой еще никто не бывал и которую едва ли кто-нибудь видел.
|
239 • Безрадостный |
Одного безрадостного человека вполне достаточно, чтобы надолго испортить настроение и омрачить небо целому семейству; и лишь чудом случается, что таковой отсутствует! – Счастье – далеко не столь заразная болезнь; отчего это происходит?
|