177 • К "вопросу о воспитании" |
В Германии высокоразвитому человеку недостает большого воспитательного средства: смеха высокоразвитых людей; они не смеются в Германии.
|
178 • К моральному просвещению |
Нужно разубедить немцев в их Мефистофеле и в их Фаусте в придачу. Это два моральных предрассудка против ценности познания.
|
179 • Мысли |
Мысли суть тени наших ощущений – всегда более темные, более пустые, более простые, чем последние.
|
180 • Хорошие времена свободных умов |
Свободные умы даже перед наукой отстаивают свои вольности – и подчас им предоставляют еще это, - покуда еще стоит церковь! Лишь постольку для них нынче хорошие времена.
|
181 • Следование и предшествование |
А: "Из этих двух один всегда будет следовать, а другой всегда предшествовать, куда бы их ни завела судьба. И все-таки первый стоит выше второго по добродетели и уму!"
Б: "И все-таки? И все-таки? Это сказано для других, не для меня, не для нас! – Fit secundum regulam".
|
182 • В одиночестве |
Когда живут в одиночестве, не говорят слишком громко, да и пишут не слишком громко: ибо боятся пустого отголоска – критики нимфы Эхо. – И все голоса звучат иначе в одиночестве!
|
183 • Музыка лучшего будущего |
Первым музыкантом стал бы мне тот, кто знает только скорбь глубочайшего счастья, и никакой другой скорби: такого до сих пор еще не было.
|
184 • Юстиция |
Лучше дать себя обкрадывать, чем обставлять себя пугалами, - этой мой вкус. И это при всех обстоятельствах дело вкуса – не больше!
|
185 • Бедный |
Он сегодня беден: но не потому, что у него все отняли, а потому, что он все отшвырнул – зачем ему это! Он привык находить. – Бедны те, кто ложно толкует его добровольную бедность.
|
186 • Нечистая совесть |
Все, что он нынче делает, - честно и заурядно, - и все-таки его мучит при этом совесть. Ибо незаурядное – его задача.
|
187 • Оскорбительное в исполнении |
Этот художник оскорбляет меня манерой исполнения своих наитий, очень хороших наитий: все исполнено столь подробно и подчеркнуто и с такими грубыми приемами убеждения, словно бы он говорил с чернью. Посвятив некоторое время его искусству, мы все время находимся как бы "в дурном обществе".
|
188 • Труд |
Как близок нынче и самый праздный из нас к труду и труженику! Царственная учтивость в словах "все мы труженики!" еще при Людовике ХV была бы цинизмом и непристойностью.
|
189 • Мыслитель |
Он мыслитель: это значит, он умеет воспринимать вещи проще, чем они суть.
|
190 • Против хвалителей |
А: "Бываешь хвалим только равными!"
Б: "Да! И кто тебя хвалит, говорит тебе: ты равен мне!"
|
191 • Против иной защиты |
Наиковарнейший способ причинить вред какой-либо вещи – это намеренно защищать ее ложными доводами.
|
192 • Благодушные |
Что отличает тех благодушных, у которых доброжелательство сияет на лице, от прочих людей? Они отлично чувствуют себя в присутствии каждой новой персоны и быстро влюбляются в нее; они желают ей за это добра, их первое суждение: "она нравится мне". У них следует друг за другом: желание присвоения (значимость другого мало беспокоит их), быстрое присвоение, радость обладания и поступки в пользу обладаемого.
|
193 • Остроумие Канта |
Кант хотел шокирующим для "всего мира" способом доказать, что "весь мир" прав: в этом заключалось тайное остроумие этой души. Он писал против ученых в пользу народного предрассудка, но для ученых, а не для народа.
|
194 • "Искренний" |
Этот человек, по-видимому, всегда руководствуется скрытыми доводами: ибо у него всегда на языке и почти на ладони доводы, о которых можно сообщить.
|
195 • Смешно |
Взгляните! Взгляните! Он убегает от людей, а они следуют за ним, потому что он бежит перед ними, - настолько они стадо!
|
196 • Границы нашего слуха |
Слышат только те вопросы, на которые в состоянии найти ответ.
|
197 • Посему осторожно! |
Ничем мы столь охотно не делимся с другими, как покровом тайны – со всем тем, что под ним.
|