159 • Каждой добродетели свое время |
Кто нынче непреклонен, тому часто его честность причиняет угрызения совести: ибо непреклонность принадлежит к добродетелям иной эпохи, чем честность.
|
160 • В обращении с добродетелями |
Можно и по отношению к добродетели вести себя недостойно и как подлиза.
|
161 • Любителям времени |
Поп-расстрига и освобожденный каторжник непрерывно "делают лицо": чего они хотят, так это лица без прошлого. – Но доводилось ли вам уже видеть людей, которые знают, что на их лице отражается будущее, и которые столь вежливы по отношению к вам, вы, любители "времени", что делают лицо без будущего?
|
162 • Эгоизм |
Эгоизм есть закон перспективы в ощущениях, по которому ближайшее предстает большим и тяжелым, тогда как по мере удаления все вещи убывают в величине и весе.
|
163 • После большой победы |
Лучшее в большой победе то, что она отнимает у победителя страх перед поражением. "Почему бы однажды и не понести поражение? – говорит он себе. – Я теперь достаточно богат для этого".
|
164 • Ищущие покоя |
Я различаю умы, ищущие покоя, по множеству темных предметов, которыми они обставляют себя: кому хочется спать, тот затемняет комнату или заползает в нору. _ Намек тем, кто не знают и хотят знать, чего, собственно, они ищут больше всего!
|
165 • О счастье отрекающегося |
Кто основательно и надолго запрещает себе что-либо, тот при случайном и новом соприкосновении с этим почти мнит себя его открывателем – а как счастлив каждый открыватель! Будем умнее змей, которые слишком долго лежат на том же солнцепеке.
|
166 • Всегда в своем обществе |
Все, что одного типа со мной, в природе и истории, обращается ко мне, восхваляет меня, влечет меня вперед, утешает меня – ничего другого я не слышу или сразу же забываю. Мы всегда – только в своем обществе.
|
167 • Мизантропия и любовь |
Лишь тогда говорят о том, что пресытились людьми, когда не могут их больше переваривать, хотя желудок еще заполнен ими. Мизантропия есть следствие слишком ненасытной любви к людям и "людоедства" – но кто же просил тебя глотать людей, как устриц, мой принц Гамлет?
|
168 • Об одном больном |
"Его дела плохи!" – Чего же ему недостает? – "Он страдает ненасытным желанием быть восхваленным и не находит пищи для этого". – Непостижимо! Весь мир славит его, и его носят не только на руках, но и на устах! – "Да, но он туговат на похвалу. Когда его хвалит друг, ему слышится, будто этот последний хвалит самого себя; когда его хвалит враг, это звучит ему так, словно бы последний сам хотел быть за это восхваленным; когда, наконец, его хвалит кто-либо другой – а других не так уж и много: настолько он знаменит! – его оскорбляет то, что не хотят иметь его другом или врагом; он говорит обыкновенно: "Что мне до того, кто даже по отношению ко мне способен еще корчить из себя праведника!"
|
169 • Открытые враги |
Храбрость перед врагом есть некая вещь в себе: можно и с нею быть все еще трусом и нерешительным путаником. Так судил Наполеон о "храбрейшем" из известных ему людей – Мюрате, - из чего следует, что открытые враги необходимы иным людям, в случае если последние вздумали бы возвыситься до своей добродетели, своего мужества и веселья.
|
170 • С толпою |
Он бегает до сих пор за толпою и расточает ей хвалу: но наступит день, и он станет ее противником! Ибо он следует за нею, полагая, что его лень найдет при этом подобающее ей место: ему еще неизвестно, что толпа недостаточно ленива для него! что она всегда рвется вперед! что она не позволяет никому стоять на месте! – А он так охотно стоит на месте!
|
171 • Слава |
Когда благодарность многих к одному отбрасывает всякий стыд, возникает слава.
|
172 • Портящий вкус: |
А: "Ты портишь вкус! – так говорят повсюду".
Б: "Несомненно. Я порчу вкус к его партии – этого не прощает мне ни одна партия".
|
173 • Быть глубоким и казаться глубоким |
Кто знает себя глубоко, заботится о ясности; кто хотел бы казаться толпе глубоким, заботится о темноте. Ибо толпа считает глубоким все то, чему она не может видеть дна: она так пуглива и так неохотно лезет в воду!
|
174 • В сторону |
Парламентаризм, т.е. публичное разрешение на право выбора между пятью политическими мнениями, льстит многим, которые не прочь выглядеть самостоятельными и индивидуальными и бороться за свои мнения. Но в конечном счете безразлично, велено ли стаду иметь одно мнение или разрешены все пять, - кто уклоняется от пяти общественных мнений и отступает в сторону, тот всегда оказывается один на один против всего стада.
|
175 • О красноречии |
Кто до сих пор обладал самым убедительным красноречием! Барабанная дробь: и покуда ею владеют короли, они все еще остаются лучшими ораторами и подстрекателями масс.
|
176 • Сострадание |
Бедные царствующие монархи! Все их права нынче неожиданно превращаются в притязания, а все эти притязания обернутся вскоре самомнением! И стоит лишь им сказать "мы" или "мой народ", как старая злая Европа уже улыбается. Поистине обер-церемониймейстер нового мира не стал бы с ними церемониться; возможно, он издал бы декрет: "Les souverains rangent aux parvenus".
|