240 • У моря |
Я не стал бы строить себе дома (и в этом даже мое счастье, что я не домовладелец!). Но если бы пришлось, я бы выстроил его, подобно многим римлянам, у самого моря – мне хотелось бы немного посекретничать с этим прекрасным чудовищем.
|
241 • Творение и художник |
Этот художник тщеславен, и не более того: в конце концов его творение есть лишь лупа, которую он предлагает каждому, кто всматривается в него.
|
242 • Suum cuique |
Как ни велика алчность моего познания, я могу брать у вещей только то, что уже мне принадлежит, - владения других продолжают оставаться в вещах. Позволительно ли человеку быть вором или разбойником!
|
243 • Происхождение "хорошего" и "плохого" |
Улучшение изобретает только тот, кто способен чувствовать: "это не хорошо".
|
244 • Мысли и слова |
Даже свои мысли нельзя вполне передать словами.
|
245 • Похвала через выбор |
Художник выбирает свои сюжеты: это его манера хвалить.
|
246 • Математика |
Мы хотим внести тонкость и строгость математики во все науки, поскольку это вообще возможно; мы желаем этого не потому, что рассчитываем таким путем познавать вещи, но для того, чтобы установить этим наше человеческое отношение к вещам. Математика есть лишь средство общего и высшего человековедения.
|
247 • Привычка |
Всякая привычка делает нашу руку более остроумной, а наше остроумие менее проворным.
|
248 • Книги |
Какой толк в книге, которая даже не уносит нас от всех книг?
|
249 • Вздох познающего |
"О, эта моя алчность! В этой душе нет никакой самоотверженности – скорее, ненасытная самость, которая тщится из многих индивидов как бы видеть своими глазами и как бы хватать своими руками, - самость, стягивающая к себе все прошлое и не желающая потерять что-либо из того, что могло бы вообще принадлежать ей! О, это пламя моей алчности! О, если бы я возродился в сотне существ!" – Кто не знает из опыта этого вздоха, тому неведома и страсть познания.
|
250 • Вина |
Хотя проницательнейшие судьи ведьм и даже сами ведьмы были убеждены в том, что они виновны в колдовстве, вины тем не менее не было. Так обстоит дело со всякой виной. |
251 • Неузнанные страдальцы |
Величественные натуры страдают иначе, чем это воображают себе их почитатели: пуще всего страдают они от неблагородных, мелочных вспышек, выводящих их из себя в какие-то злые мгновения, короче, от сомнений в собственном величии - и вовсе не от жертв и мученичества, которых требует от них их задача. Пока Прометей сострадает людям и жертвует собою ради них, он счастлив и велик в себе самом; но стоит лишь ему почувствовать зависть к Зевсу и к почестям, оказываемым последнему смертными, как он начинает страдать!
|
252 • Лучше должником |
"Лучше оставаться должником, чем расплачиваться монетой, не носящей нашего образа!" – так требует этого наша суверенность.
|
253 • Всегда дома |
В один прекрасный день мы достигаем нашей цели – и впредь с гордостью указываем на проделанный нами долгий путь. В действительности мы не замечали, что мы в пути. Нам потому и удалось уйти столь далеко, что мы на каждом месте мнили себя дома.
|
254 • Против затруднительного положения |
Кто всегда глубоко погружен в дело, тот выше всякого затруднительного положения.
|
255 • Подражатели |
А: "Как? ты не хочешь никаких подражателей?" –
Б: "Я не хочу, чтобы мне в чем-либо подражали; я хочу, чтобы каждый сам сделал себе то, что делаю я". –
А: "Следовательно - ?"
|
256 • Кожный покров |
Все глубокие люди находят свое блаженство в том, чтобы однажды уподобиться плавающим рыбам и резвиться на верхушках волн; они наиболее ценят в вещах их свойство – иметь поверхность: их кожный покров – sit venia verbo.
|
257 • Из опыта |
Иной и не ведает, как он богат, покуда не узнает, какие богатые люди все еще обворовывают его.
|
258 • Отрицатели случайности |
Ни один победитель не верит в случайность.
|