§ 104 |
Не человеколюбие, а бессилие их человеколюбия мешает нынешним христианам предавать нас сожжению. |
|
§ 105 |
Свободомыслящему, «благочестивцу познания», еще более противна pia fraus (противна его «благочестию»), чем impia fraus. Отсюда его глубокое непонимание церкви, свойственное типу «свободомыслящих», - как его несвобода. |
|
§ 106 |
Музыка является средством для самоуслаждения страстей. |
|
§ 107 |
Раз принятое решение закрывать уши даже перед основательнейшим противным доводом - признак сильного характера. Стало быть, случайная воля к глупости. |
|
§ 108 |
Нет вовсе моральных феноменов, есть только моральное истолкование феноменов... |
|
§ 109 |
Бывает довольно часто, что преступнику не по плечу его деяние - он умаляет его и клевещет на него. |
|
§ 110 |
Адвокаты преступника редко бывают настолько артистами, чтобы всю прелесть ужаса деяния обратить в пользу его виновника. |
|
§ 111 |
Труднее всего уязвить наше тщеславие как раз тогда, когда уязвлена наша гордость. |
|
§ 112 |
Кто чувствует себя предназначенным для созерцания, а не для веры, для того все верующие слишком шумливы и назойливы, - он обороняется от них. |
|
§ 113 |
«Ты хочешь расположить его к себе? Так делай вид, что теряешься перед ним.» |
|
§ 114 |
Огромные ожидания от половой любви и стыд этих ожиданий заранее портят женщинам все перспективы. |
|
§ 115 |
Там, где не подыгрывает любовь или ненависть, женщина играет посредственно. |
|
§ 116 |
Великие эпохи нашей жизни наступают тогда, когда у нас является мужество переименовать наше злое в наше лучшее. |
|
§ 117 |
Воля к победе над одним аффектом в конце концов, однако, есть только воля другого или множества других аффектов. |
|
§ 118 |
Есть невинность восхищения: ею обладает тот, кому еще не приходило в голову, что и им могут когда-нибудь восхищаться. |
|
§ 119 |
Отвращение к грязи может быть так велико, что будет препятствовать нам очищаться - «оправдываться». |
|
§ 120 |
Часто чувственность перегоняет росток любви, так что корень остается слабым и легко вырывается. |
|
§ 121 |
Что Бог научился греческому, когда захотел стать писателем, в этом заключается большая утонченность - как и в том, что он не научился ему лучше. |
|
§ 122 |
Иной человек, радующийся похвале, обнаруживает этим только учтивость сердца - и как раз нечто противоположное тщеславию ума. |
|
§ 123 |
Даже конкубинат развращен - браком. |
|
§ 124 |
Кто ликует даже на костре, тот торжествует не над болью, а над тем, что не чувствует боли там, где ожидал ее. Притча. |
|
§ 125 |
Если нам приходится переучиваться по отношению к какому-нибудь человеку, то мы сурово вымещаем на нем то неудобство, которое он нам этим причинил. |
|
§ 126 |
Народ есть окольный путь природы, чтобы прийти к шести-семи великим людям. - Да, - и чтобы потом обойти их. |
|
§ 127 |
Наука уязвляет стыдливость всех настоящих женщин. При этом они чувствуют себя так, точно им заглянули под кожу или, что еще хуже, под платье и убор. |
|
§ 128 |
Чем абстрактнее истина, которую ты хочешь преподать, тем сильнее ты должен обольстить ею еще и чувства. |
|
§ 129 |
У чёрта открываются на Бога самые широкие перспективы; оттого он и держится подальше от него - чёрт ведь и есть закадычный друг познания. |
|
§ 130 |
Что человек собою представляет, это начинает открываться тогда, когда ослабевает его талант, - когда он перестаёт показывать то, что он может. Талант - тоже наряд: наряд - тоже способ скрываться. |
|
§ 131 |
Оба пола обманываются друг в друге - от этого происходит то, что, в сущности, они чтут и любят только самих себя (или, если угодно, свой собственный идеал - ). Таким образом, мужчина хочет от женщины миролюбия, - а между тем женщина по существу своему как раз неуживчива, подобно кошке, как бы хорошо она ни выучилась выглядеть миролюбивой. |
|
§ 132 |
Люди наказываются сильнее всего за свои добродетели. |
|
§ 133 |
Кто не умеет найти дороги к своему идеалу, тот живёт легкомысленнее и бесстыднее, нежели человек без идеала. |
|
§ 134 |
Только из области чувств и истекает всякая достоверность, всякая чистая совесть, всякая очевидность истины. |
|
§ 135 |
Фарисейство не есть вырождение доброго человека: напротив, изрядное количество его является скорее условием всякого благоденствия. |
|
§ 136 |
Один ищет акушера для своих мыслей, другой - человека, которому он может помочь разрешиться ими; так возникает добрая беседа. |
|
§ 137 |
Вращаясь среди ученых и художников, очень легко ошибиться в обратном направлении: нередко в замечательном ученом мы находим посредственного человека, а в посредственном художнике очень часто - чрезвычайно замечательного человека. |
|
§ 138 |
Мы поступаем наяву так же, как и во сне: мы сначала выдумываем и сочиняем себе человека, с которым вступаем в общение, - и сейчас же забываем об этом. |
|
§ 139 |
В мщении и любви женщина более варвар, чем мужчина. |
|
§ 140 |
Совет в форме загадки. - «Если узы не рвутся сами, - попробуй раскусить их зубами». |
|
§ 141 |
Брюхо служит причиной того, что человеку не так-то легко возомнить себя Богом. |
|
§ 142 |
Вот самые благопристойные слова, которые я слышал: «Dans le veritable amour c'est l'ame, qui enveloppe le corps». |
|
§ 143 |
Нашему тщеславию хочется, чтобы то, что мы делаем лучше всего, считалось самым трудным для нас. К происхождению многих видов морали. |
|
§ 144 |
Если женщина обнаруживает научные склонности, то обыкновенно в её половой системе что-нибудь да не в порядке. Уже бесплодие располагает к известной мужественности вкуса; мужчина же, с позволения сказать, как раз «бесплодное животное».
|