|
240. |
Почему еще существуют нищие? В этом виновато главным образом малодушие, от которого они получают наибольшее количество милостыни.
|
241. |
Как пользуется разговором мыслитель? Можно услыхать многое без особенного напряжения слуха, если только умеешь хорошо видеть, а главное - забыть на время самого себя. Но люди не умеют пользоваться как следует разговором; они обращают слишком много внимания на то, что они сами говорят и что хотят возразить; тогда как настояний слушатель дает короткие ответы, принося этим должную дань вежливости, а сам запоминает все то, что высказывает другой, манеру, тон и жесты, с которыми он говорит. В обыкновенном разговоре каждый мнит про себя, что он им руководит, подобно тому, как если бы два корабля, плывущие друг около друга и сталкивающиеся по временам, думали, что каждый из них не только направляет, но и тащить за собой на буксире своего соседа.
|
242. |
Искусство извиняться. Когда кто-нибудь перед нами извиняется, то он должен делать это очень искусно, иначе мы сами сочтем себя виновными, и нам будет это неприятно.
|
243. |
Когда обращение между людьми становится невозможным? Твой умственный корабль так глубоко сидит в воде, что не может плыть по водам этих милых, приличных, предупредительных людей; там слишком много мелей и песчаных банок, так что тебе придется постоянно лавировать, и это будет приводить тебя в смущение, и твое смущение, причины которого они не будут в состоянии понять, поставит и их в неловкое положение.
|
244. |
Самая настоящая лиса. Настоящая лиса не только говорит, что кисел тот виноград, которого она не может достать, но и тот, который она достала, отняв у других.
|
245. |
Самые близкие люди. Как бы ни были близки люди, но на их общем горизонт все же есть четыре страны света и иногда они это замечают.
|
246. |
Молчание, вызванное отвращением. Представим себе, что кто-нибудь, как мыслитель и человек, переживает горькое разочарование, изменит свое мнение и открыто в этом сознается, а аудитория, не поняв этого, будет считать его за прежнего человека. Испытав это на себе, многие писатели получали отвращение к публике: они слишком высоко ценили умственные способности людей и убедившись в своей ошибке, давали обет молчания.
|
247. |
Серьезное отношение к делам. Дела для многих богатых и знатных людей служат чем-то в роде отдохновения от продолжительной обычной праздности, поэтому они относятся к ним с такой же серьезностью и страстностью, как другие люди к праздничным отдохновениям и удовольствиям.
|
248. |
Двусмысленность во взгляде. Как иногда по расстилающейся у твоих ног воде вдруг пробегает рябь от дуновения ветра, так и в человеческом взоре часто является какая-то неопределенность, двусмысленность, и ты спрашиваешь себя: Что это - содрогание, или улыбка, или то и другое вместе?
|
249. |
Положительное и отрицательное. Этому мыслителю не надо опровержения, он находить его в самом себе.
|
250. |
Чувство мести, возбуждаемое пустыми сетями. Надо остерегаться тех людей, которые проникнуты горьким чувством рыбака, возвращающегося после дневных трудов с пустыми сетями.
|
251. |
Почему иногда не предъявляют своих прав? Проявление силы стоит труда и требует мужества. Поэтому многие не. предъявляют своих неотъемлемых прав, так как права эти - та же сила, а они слишком ленивы и трусливы, чтобы ее проявить. Этот недостаток облекается видом добродетелей, которые люди называют: снисходительностью и терпением.
|
252. |
Светочи. В обществе царствовали бы мрак и холод, если б в него не вносили солнечного света прирожденные "ласкатели", под которыми я подразумеваю так называемых "любезных людей".
|
253. |
Когда люди бывают всего милосерднее. Получив почести и затем немного поев, люди бывают всего более расположены к милосердию.
|
254. |
К свету. Люди стремятся к свету не для того, чтобы лучше видеть, но чтобы сильнее блестеть. Кто дает этот блеск, охотно признается за светило.
|
255. |
Ипохондрики. Ипохондрик - это человек, у которого достаточно ума, чтобы глубоко вникать в свои страдания, потери и проступки и который любит углубляться в себя, но область, в которой он вращается, слишком мала, так что, вытоптав весь свой подножный корм, он отыскивает с трудом оставшиеся стебельки травы. Тогда он становится завистником и скупцом и делается невыносимым.
|
256. |
Возмещение. Гезиод советует возвращать соседу с лихвою то, чем он помог нам в случае нужды, если мы получили возможность это сделать. Такое возмещение приносит радость соседу, который получает таким образом - проценты за совершенный им когда-то добрый поступок, радует и того, кто возвращает, так как он этим искупает когда-то испытанное маленькое унижение от обращения к чужой помощи, маленьким перевесом, который он приобретает, как дарящий.
|
257. |
Тоньше, чем нужно. Мы прилагаем боле тонкую наблюдательность к тому, чтобы узнать, понимают ли другие наши слабости, чем к тому, чтобы узнать слабости этих других: откуда выходит, что наша наблюдательность (в первом случае) тоньше, чем нужно.
|
258. |
Род слепой мести. Около самых мрачных людей находится всегда почти неотступно и как бы связанная с ними светлая душа. Она представляет подобие тени этих людей, отраженной на негативе (отрицательной тени этих людей).
|
259. |
Надо ли мстить? Месть имеет столько тонких разновидностей, что достаточно повода к ней, чтобы все единогласно признали, что факт мести был совершен, хотя бы оскорбленный и отказался мстить. Следовательно, человек не может произвольно отказаться от мести, не может даже признаться, что он не хочет мстить, так как презрение к мести будет истолковано и принято, как тончайшая, чувствительнейшая месть. Откуда следует, что не надо делать излишнего...
|
260. |
Заблуждение хвалителей. Каждый уверен, что мыслитель будет приятно польщен, если ему сказать, что думал то же самое, что и он, и даже в тех же самых выражениях; мыслитель же, напротив, бывает редко доволен подобным сообщением, но чаще начинает вследствие этого недоверчиво относиться к своей мысли и ее выражению и решает про себя проверить то и другое. Итак, желая кого-нибудь восхвалить, надо главным образом избегать выражать ему свое единомыслие, чтобы не поставить себя с ним на один уровень. Во многих случаях общественные приличия требуют, чтобы мы выслушивали мнения других с таким видом, как что-то для нас совершенно новое, открывающее нам высшие горизонты, так, например, мы должны слушать старика, неожиданно открывающего перед нами кладезь своего опыта.
|
261. |
Письма. Письмо является к нам неожиданно, как гость без доклада; почтальон способствует такому невежливому вторжению. Надо бы определить известный час в неделе для получения писем, после которого принимать ванну!
|
262. |
Предвзятость. Некто сказал: "Я знаю с детства, каков я, и потому нахожу в каждом порицании долю правды и в каждой похвал долю глупости, похвала имеет для меня мало значения, но порицание я ценю высоко".
|
263. |
Путь к равенству. Несколько часов восхождения на гору делают плута и честного человека почти одинаковыми существами. Усталость есть кратчайший путь к равенству и братству, а свобода присоединяется к ним затем посредством сна.
|
|
|