Фридрих Ницше
 VelChel.ru
Биография
Хронология
Галерея
Стихотворения
Стихи: Дионисийские дифирамбы
Так говорил Заратустра
Несвоевременные размышления
Злая мудрость. Афоризмы и изречения
Странник и его тень
  §1 - §7
  §8 - §16
  §17 - §23
  §24 - §32
  §33 - §39
  §40 - §52
  §53 - §67
  §68 - §86
  §87 - §106
  §107 - §122
  §123 - §137
  §138 - §156
  §157 - §170
  §171 - §182
  §183 - §192
  §193 - §212
  §213 - §218
  §219 - §239
§240 - §263
  §264 - §276
  §277 - §285
  §286 - §299
  §300 - §320
  §321 - §340
  §341 - §350
Человеческое, слишком человеческое
По ту сторону добра и зла
К генеалогии морали
«ЕССЕ HOMO»
Антихристианин
Веселая наука
Казус Вагнер
Сумерки идолов, или как философствуют молотом
Утренняя заря, или мысль о моральных предрассудках
Рождение трагедии, или Элиннство и пессимизм
Смешанные мнения и изречения
Воля к власти
Рождение трагедии из духа музыки
Cтатьи и материалы
Ссылки
 
Фридрих Вильгельм Ницше

Странник и его тень » Параграфы §240 - §263

 

240.

Почему еще существуют нищие? В этом виновато главным образом малодушие, от которого они получают наибольшее количество милостыни.

241.

Как пользуется разговором мыслитель? Можно услыхать многое без особенного напряжения слуха, если только умеешь хорошо видеть, а главное - забыть на время самого себя. Но люди не умеют пользоваться как следует разговором; они обращают слишком много внимания на то, что они сами говорят и что хотят возразить; тогда как настояний слушатель дает короткие ответы, принося этим должную дань вежливости, а сам запоминает все то, что высказывает другой, манеру, тон и жесты, с которыми он говорит. В обыкновенном разговоре каждый мнит про себя, что он им руководит, подобно тому, как если бы два корабля, плывущие друг около друга и сталкивающиеся по временам, думали, что каждый из них не только направляет, но и тащить за собой на буксире своего соседа.

242.

Искусство извиняться. Когда кто-нибудь перед нами извиняется, то он должен делать это очень искусно, иначе мы сами сочтем себя виновными, и нам будет это неприятно.

243.

Когда обращение между людьми становится невозможным? Твой умственный корабль так глубоко сидит в воде, что не может плыть по водам этих милых, приличных, предупредительных людей; там слишком много мелей и песчаных банок, так что тебе придется постоянно лавировать, и это будет приводить тебя в смущение, и твое смущение, причины которого они не будут в состоянии понять, поставит и их в неловкое положение.

244.

Самая настоящая лиса. Настоящая лиса не только говорит, что кисел тот виноград, которого она не может достать, но и тот, который она достала, отняв у других.

245.

Самые близкие люди. Как бы ни были близки люди, но на их общем горизонт все же есть четыре страны света и иногда они это замечают.

246.

Молчание, вызванное отвращением. Представим себе, что кто-нибудь, как мыслитель и человек, переживает горькое разочарование, изменит свое мнение и открыто в этом сознается, а аудитория, не поняв этого, будет считать его за прежнего человека. Испытав это на себе, многие писатели получали отвращение к публике: они слишком высоко ценили умственные способности людей и убедившись в своей ошибке, давали обет молчания.

247.

Серьезное отношение к делам. Дела для многих богатых и знатных людей служат чем-то в роде отдохновения от продолжительной обычной праздности, поэтому они относятся к ним с такой же серьезностью и страстностью, как другие люди к праздничным отдохновениям и удовольствиям.

248.

Двусмысленность во взгляде. Как иногда по расстилающейся у твоих ног воде вдруг пробегает рябь от дуновения ветра, так и в человеческом взоре часто является какая-то неопределенность, двусмысленность, и ты спрашиваешь себя: Что это - содрогание, или улыбка, или то и другое вместе?

249.

Положительное и отрицательное. Этому мыслителю не надо опровержения, он находить его в самом себе.

250.

Чувство мести, возбуждаемое пустыми сетями. Надо остерегаться тех людей, которые проникнуты горьким чувством рыбака, возвращающегося после дневных трудов с пустыми сетями.

251.

Почему иногда не предъявляют своих прав? Проявление силы стоит труда и требует мужества. Поэтому многие не. предъявляют своих неотъемлемых прав, так как права эти - та же сила, а они слишком ленивы и трусливы, чтобы ее проявить. Этот недостаток облекается видом добродетелей, которые люди называют: снисходительностью и терпением.

252.

Светочи. В обществе царствовали бы мрак и холод, если б в него не вносили солнечного света прирожденные "ласкатели", под которыми я подразумеваю так называемых "любезных людей".

253.

Когда люди бывают всего милосерднее. Получив почести и затем немного поев, люди бывают всего более расположены к милосердию.

254.

К свету. Люди стремятся к свету не для того, чтобы лучше видеть, но чтобы сильнее блестеть. Кто дает этот блеск, охотно признается за светило.

255.

Ипохондрики. Ипохондрик - это человек, у которого достаточно ума, чтобы глубоко вникать в свои страдания, потери и проступки и который любит углубляться в себя, но область, в которой он вращается, слишком мала, так что, вытоптав весь свой подножный корм, он отыскивает с трудом оставшиеся стебельки травы. Тогда он становится завистником и скупцом и делается невыносимым.

256.

Возмещение. Гезиод советует возвращать соседу с лихвою то, чем он помог нам в случае нужды, если мы получили возможность это сделать. Такое возмещение приносит радость соседу, который получает таким образом - проценты за совершенный им когда-то добрый поступок, радует и того, кто возвращает, так как он этим искупает когда-то испытанное маленькое унижение от обращения к чужой помощи, маленьким перевесом, который он приобретает, как дарящий.

257.

Тоньше, чем нужно. Мы прилагаем боле тонкую наблюдательность к тому, чтобы узнать, понимают ли другие наши слабости, чем к тому, чтобы узнать слабости этих других: откуда выходит, что наша наблюдательность (в первом случае) тоньше, чем нужно.

258.

Род слепой мести. Около самых мрачных людей находится всегда почти неотступно и как бы связанная с ними светлая душа. Она представляет подобие тени этих людей, отраженной на негативе (отрицательной тени этих людей).

259.

Надо ли мстить? Месть имеет столько тонких разновидностей, что достаточно повода к ней, чтобы все единогласно признали, что факт мести был совершен, хотя бы оскорбленный и отказался мстить. Следовательно, человек не может произвольно отказаться от мести, не может даже признаться, что он не хочет мстить, так как презрение к мести будет истолковано и принято, как тончайшая, чувствительнейшая месть. Откуда следует, что не надо делать излишнего...

260.

Заблуждение хвалителей. Каждый уверен, что мыслитель будет приятно польщен, если ему сказать, что думал то же самое, что и он, и даже в тех же самых выражениях; мыслитель же, напротив, бывает редко доволен подобным сообщением, но чаще начинает вследствие этого недоверчиво относиться к своей мысли и ее выражению и решает про себя проверить то и другое. Итак, желая кого-нибудь восхвалить, надо главным образом избегать выражать ему свое единомыслие, чтобы не поставить себя с ним на один уровень. Во многих случаях общественные приличия требуют, чтобы мы выслушивали мнения других с таким видом, как что-то для нас совершенно новое, открывающее нам высшие горизонты, так, например, мы должны слушать старика, неожиданно открывающего перед нами кладезь своего опыта.

261.

Письма. Письмо является к нам неожиданно, как гость без доклада; почтальон способствует такому невежливому вторжению. Надо бы определить известный час в неделе для получения писем, после которого принимать ванну!

262.

Предвзятость. Некто сказал: "Я знаю с детства, каков я, и потому нахожу в каждом порицании долю правды и в каждой похвал долю глупости, похвала имеет для меня мало значения, но порицание я ценю высоко".

263.

Путь к равенству. Несколько часов восхождения на гору делают плута и честного человека почти одинаковыми существами. Усталость есть кратчайший путь к равенству и братству, а свобода присоединяется к ним затем посредством сна.
Алфавитный указатель: А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Х   Ч   

 
 
Copyright © 2024 Великие Люди   -   Фридрих Ницше