|
|
Злая мудрость. Афоризмы и изречения » Человеческая всячина |
|
- Кто сильно /страдает/, тому /завидует/ дьявол и выдворяет - на небо.
- Нужно гордо поклоняться, если не можешь быть идолом.
- У язвительного человека чувство пробивается наружу редко, но всегда очень громко.
- Лабиринтный человек никогда не ищет истины, но всегда лишь Ариадну, - что бы ни говорил нам об этом он сам.
- В старании /не/ познать самих себя обыкновенные люди выказывают больше тонкости и /хитрости/, чем утонченнейшие мыслители в их противоположно
старании - /познать/ себя.
- Есть дающие натуры и есть воздающие.
- Даже в своем голоде по человеку ищешь, прежде всего, /удобоваримой/ пищи, хотя она и была малокалорийной: подобно картофелю.
- Многое мелкое счастье дарит наc многим мелким убожеством: оно портит этим характер.
- Всяким маленьким счастьем надлежит пользоваться, как больной постелью: для выздоровления -- и никак иначе.
- Испытываешь ужас при мысли о том, что внезапно испытываешь ужас.
- После опьянения победой всегда проявляется чувство большой утраты: наш враг, наш враг мертв! Даже потерю друга оплакиваем мы не столь глубоко -- и оттого громче!
- Потребность души не следует путать с потребностью /в душе/: последняя свойственна отдельным холодным натурам.
- Помимо нашей способности к суждениям мы обладаем еще и нашим /мнением/ о нашей способности судить.
- Ты хочешь, чтобы тебя оценивали по твоим замыслам, а /не/ по твоим действиям? Но откуда же у тебя твои замыслы? Из твоих действий!
- Только несгибаемый вправе молчать о самом себе.
- Мы начинаем подражателями и кончаем тем, что подражаем себе, -- это есть последнее детство.
- "Я оправдываю, ибо и я поступил бы так же - историческое образование. Мне страшно! Это значит: "я терплю самого себя - раз так!"
- Если что-то не удается, нужно вдвое оплачивать помощь своему помощнику.
- Наши недостатки суть лучшие наши учителя: но к лучшим учителям всегда бываешь неблагодарным.
- Наше внезапно возникающее отвращение к самим себе может в равной степени быть результатом как утонченного вкуса, - так и испорченного вкуса.
- Лишь в зрелом муже становится /характерный признак семьи/ вполне очевидным; меньше всего в легко возбудимых, импульсивных юношах. Прежде должна наступить
тишина, а /количество/ влияний, идущих извне, сократиться; или, с другой стороны, должна значительно ослабеть /импульсивность/. - Так, /стареющим/ народам
свойственна словоохотливость по части /характерных для них свойств/, и они отчетливее обнаруживают эти свойства, чем в пору своего /юношеского цветения/.
- Всякое сильное ожидание переживает свое исполнение, если последнее наступает раньше, чем -- его ожидали.
- Для очень одинокого и шум оказывается утешением.
- Одиночество придает нам большую черствость по отношению к самим себе и большую ностальгию по людям: в обоих случаях оно улучшается характер.
- Иной находит свое сердце не раньше, чем он теряет свою голову.
- Есть черствость, которой хотелось бы, чтобы ее понимали как силу.
- Человек никогда не имеет, ибо человек никогда не /есть/. Человек всегда приобретает или теряет.
- Доподлинно знать, что именно причиняет нам боль и с какой легкостью некто причиняет нам боль, и, зная это, как бы наперед предуказывать своей мысли
безболезненный для нее путь - к этому и сводится все у многих любезных людей: они доставляют радость и вынуждают других излучать радость, - так как их
/очень страшит боль/, это называется "чуткостью". - Кто по черствости характера привык рубить сплеча, тому нет нужды ставить себя таким образом на место
другого, и /зачастую/ он причиняет ему /боль/: он и /понятия не имеет/ об этой легкой одаренности на боль.
- Можно так сродниться с кем-нибудь, что видишь его во сне делающим и претерпевающим все то, что он делает и претерпевает наяву, - настолько сам ты
мог бы сделать и претерпеть это.
- "Лучше лежать в постели и чувствовать себя больным, чем быть /вынужденным делать/ что-то" - по этому негласному правилу живут все самоистязатели.
- Люди, недоверчивые в отношении самих себя, больше хотят быть любимыми, нежели любить, дабы однажды, хотя бы на мгновение, суметь поверить в самих себя.
- Этой паре присущ, по сути дела, одинаковый дурной вкус: но один из них тщится убедить себя и нас в том, что вкус этот - верх изысканности. Другой же стыдится
своего вкуса и хочет убедить себя и нас в том, что ему присущ иной и более изысканный - наш вкус. К одному из этих типов относятся все филистеры образования.
- Он называет это верностью своей партии, но это лишь его комфорт, позволяющий ему не вставать больше с этой постели.
- Для переваривания, в целях здоровья, потребна некоторого рода лень. Даже для переваривания переживания.
- Вид наивного человека доставляет мне наслаждение, если только по природе он зол и наделен умом.
- Изворотливые люди, как правило, суть обыкновенные и несложные люди.
- Чтобы взваливать неприятные последствия собственной глупости на саму свою глупость, а не на свой характер, - для этого требуется больше характера, чем
есть у большинства людей.
- Там, где дело идет о большом благополучии, следует /накоплять/ свою репутацию.
- /Стендаль/ цитирует как закулисную сентенцию: "Telle trouve a se vendre, qui n'eut pas trouve a se donner". "Никто не хочет ее задаром: оттого вынуждена
она продаваться!" - сказал бы я.
- Человек придает поступку ценность, но как удалось бы поступку придать человеку ценность!
- Есть персоны, которые хотели бы вынудить каждого к полному приятию или отрицанию их собственной персоны, - к таковым принадлежал /Руссо/: их мучительный
бред величия проистекает из их недоверия к самим себе.
- Я воспринимаю как вредных всех людей, которые не могут больше быть противниками того, что они любят: они портят тем самым лучшие вещи и лучших людей.
- Я хочу знать, если ли ты /творческий/ или /переделывающий/ человек, в каком-либо отношении: как творческий, ты принадлежишь к свободным, как переделывающий,
ты - их раб и оружие.
- "Не будем говорить об этом!" -- "Друг, /об этом/ мы не вправе даже молчать".
- Берегись его: он говорит лишь для того, чтобы затем получить право слушать, - ты же, собственно, слушаешь лишь для
оттого, что неуместно всегда говорить, и это значит: ты слушаешь плохо, а он только и умеет что слушать.
- У нас есть что сказать друг другу: и как хорошо нам спорить - ты влеком страстями, я полон оснований.
- Он поступил со мной несправедливо - это скверно. Но что он хочет теперь выспросить у меня прощения за свою несправедливость, это уже по части вылезания-из-кожи-вон!
- */После разлада/*. "Пусть говорят мне что угодно, чтобы причинить мне боль; слишком мало знают меня, чтобы быть в курсе, что больше всего причиняет мне боль".
- Ядовитейшие стрелы посылаются вслед за тем, кто отделывается от своего друга, не оскорбляя его даже.
- Поверхностные люди должны всегда лгать, так как они лишены содержания.
- К этому человеку прилган не его внешний вид, но его внутренний мир: он ничуть не хочет казаться мнимым и плоским - каковым он все-таки является.
- Противоположностью актера является не честный человек, но исподтишка пролгавшийся человек (именно из них выходят большинство актеров).
- Актеры, не сознающие своего актерства, производят впечатление настоящих алмазов и даже превосходят их - блеском.
- Актерам некогда дожидаться справедливости: и часто я рассматриваю нетерпеливых людей с этой точки зрения - не актеры ли они.
- Не путайте: актеры гибнут от недохваленности, настоящие люди - от недолюбленности.
- Так называемые любезники умеют давать нам сдачу и с мелочи любви.
- Мы хвалим то, что приходится нам по вкусу: это значит, когда мы хвалим, мы хвалим собственный вкус - не грешит ли это против всякого хорошего вкуса?
- Хваля, хвалишь всегда самого себя; порицая, порицаешь всегда другого.
- Ты говоришь: "Мне нравится это" -- и мыслишь, что тем самым хвалишь меня. Но /мне/ не нравишься ты! -
- В каждом сношении людей речь идет только о беременности.
- Кто не оплодотворяет нас, делается нам явно безразличным. Но тот, кого оплодотворяем /мы/, отнюдь не становится тем самым для нас любимым.
- Со всем своим знанием других людей не выходишь из самого себя, а все больше входишь в себя.
- /Мы/ более искренни по отношению к другим, чем по отношению к самим себе.
- Когда сто человек стоят друг возле друга, каждый теряет свой рассудок и получает какой-то другой.
- Собака оплачивает хорошее расположение к себе покорностью. Кошка наслаждается при этом собою и испытывает сладострастное чувство силы: она ничего не дает обратно.
- Фамильярность превосходящего нас человека озлобляет, так как мы не можем расплатиться с ним тою же монетой. Напротив,
следует посоветовать ему быть вежливым, т. е. постоянно делать вид, что он уважает нечто.
- Что какой-то человек приходятся нам по душе, это мы охотно зачитываем в пользу его и нашей собственной моральности.
- Кто беден любовью, тот скупиться даже своей вежливостью.
- Кто честно относится к людям, тот все еще скупится своей вежливостью.
- Когда мы желаем отделаться от какого-то человека, нам надобно лишь унизить себя перед ним - это тотчас же заденет его тщеславие, и он уберется восвояси.
- Бюргерские и рыцарские добродетели не понимают друг друга и чернят друг друга.
- Незаурядный человек познает в несчастьи, сколь ничтожно все достоинство и порядочность осуждающих его людей. Они лопаются, когда оскорбляют их тщеславие, -
нестерпимая, ограниченная скотина предстает взору.
- Из своего озлобления к какому-то человеку стряпаешь себе моральное негодование - и любуешься собою после: а из пресыщения ненавистью - прощение - и снова
любуешься собою.
- Познавая нечто в человеке, мы в то же время разжигаем в нем это, а кто познает лишь низменные свойства человека, тот обладает и стимулирующей их силой и дает
им разрядиться. Аффекты ближних твоих, обращенные против тебя, суть критика твоего познания, сообразно уровню его высоты и низости.
- Не то, что он делает и замышляет против меня днем, беспокоит меня, а то, что я по ночам всплываю в его снах, - приводит меня в ужас.
- Культура - это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом.
- Эпоха величайших свершений окажется вопреки всему эпохой ничтожнейших воздействий, если люди будут резиновыми и чересчур эластичными.
- /Дюринг/, верхогляд, повсюду ищет коррупцию, - я же ощущаю другую опасность эпохи: великую посредственность - никогда еще не было такого количества /честности/ и /благонравия/.
- Теперь это только эхо, через что события приобретают "величие": эхо газет.
- Иной лишь после смерти делается великим -- через эхо.
- Этим конституционным монархам вручили добродетель: с тех пор они не могут больше "поступать несправедливо", - но для этого у них и отняли власть.
- Хоть бы Европа в скором времени породила /великого государственного/ мужа, а тот, кто нынче, в мелочную эпоху плебейской близорукости, чествуется как
"великий реалист", пусть пользуется /мелким авторитетом/.
- Не давайте себя обманывать! Самые деятельные народы несут в себе наибольшую усталость, их беспокойство есть слабость, - в них нет достаточного содержания, чтобы ждать и лениться.
- В Германии гораздо больше чтут желание, нежели умение: это самый подходящий край для несовершенных и претенциозных людей.
|
|
|